17.09.2025 21:55
Экономика

Т-Банк запустил бесконтактную оплату на iPhone

Текст:  Кирилл Каштанов
Российская газета - Федеральный выпуск: №211 (9750)
Т-Банк внедрил бесконтактную оплату на основе Bluetooth Low Energy (BLE) для пользователей iPhone, став вторым банком, запустившим массово такую технологию. Для этого необходимо приложение, которое стало доступно для скачивания в AppStore, рассказали "РГ" в пресс-службе банка.
Читать на сайте RG.RU

Клиенты снова смогут бесконтактно, быстро и безопасно оплачивать покупки в офлайне с помощью iPhone, говорит Никита Буклиш, директор по продукту T-Pay. Для этого необходимо обновить мобильное приложение банка, а также нужны смартфон с iOS версии 16 и выше и включенный Bluetooth на телефоне.

"Нужно будет выбрать на главной странице в приложении банка "Оплатить Айфоном" и поднести смартфон к платежному терминалу", - объясняют в пресс-службе.

Деньги списываются с выбранного счета, а кешбэк начисляется как при оплате картой. В перспективе оплата станет доступна индивидуальным предпринимателям.

Оплата, как и в случае Сбербанка, который запустил "Вжух" в конце августа, работает на основе технологии Bluetooth Low Energy. То есть разработка реализована на базе инфраструктуры консорциума ― Сбера, Т-Банка и Альфа-Банка. Последний ранее тоже сообщал, что планирует запустить бесконтактную оплату на iPhone. Технология будет доступна для подключения и другим участникам рынка, говорит представитель объединения.

"Вторая рука": как работает новый банковский сервис против мошенников

Возможность оплаты с помощью нового сервиса работает на специальных биометрических терминалах Сбера, которых более 1,2 млн. На всех оплата будет доступна до конца сентября. А до конца первого полугодия 2026 года технология начнет поддерживаться на терминалах Т-Банка и Альфа-Банка.

"Российские банки в настоящее время активно тестируют и внедряют оплату по Bluetooth. Это современная альтернатива привычным бесконтактным сервисам Apple Pay или Google Pay, которые больше не работают в России, - рассказал "РГ" Александр Ельцев, директор департамента технологического развития банковского бизнеса банка "Синара". - Среди лидеров по запуску таких решений - безусловно, крупные банки и финтехкомпании, однако пока что подобные сервисы находятся на этапе пилотных запусков и говорить о массовом распространении рано".

Оплату через BLE сейчас также тестирует Национальная система платежных карт (НСПК). Технология позволяет оплачивать покупки не только онлайн, но и в офлайн-режиме - это особенно удобно, если нет доступа к интернету, например, в магазинах на цокольных этажах зданий.

Ряд банков уже завершили пилотное тестирование этой технологии в эквайринговой части. В проекте от НСПК, который получил название "Волна", участвуют, как рассказали "РГ", представители рынка, МКБ, ВТБ, ПСБ и банк "Синара".

Крупные банки стали применять генеративный ИИ в работе

"Отличие между "Волной" и "Вжухом" заключается в деталях реализации. "Волна" - это платформа от НСПК, которая дает возможность оплачивать покупки через BLE без физического контакта с терминалом. "Вжух" является собственной разработкой Сбербанка и также использует Bluetooth. Однако эта функция интегрирована в экосистему банка и имеет свой пользовательский интерфейс. В обоих случаях принцип работы похож: клиент подтверждает свой платеж на смартфоне, а терминал получает сигнал через Bluetooth", - рассказал Ельцев.

Сама идея платить телефоном без карты, по его словам, появилась еще в начале 2010-х, но по-настоящему массовым этот способ стал после появления платежных сервисов Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. В России они заработали восемь-девять лет назад и сразу стали популярны.

С технической точки зрения оплата через смартфон реализуется либо через модуль NFC, либо через Bluetooth. Смартфон в этом случае работает как виртуальная карта: данные передаются терминалу в зашифрованном виде, а безопасность обеспечивается токенизацией, биометрией и другими современными методами защиты, говорит эксперт. При Bluetooth-оплате данные также шифруются, а сам сигнал действует только на коротком расстоянии, что снижает риск мошенничества.

При этом некоторые эксперты отмечали, что новый функционал немногим отличается от оплаты по QR-коду - с точки зрения как удобства, так и технологичности. В обоих случаях нужно предпринимать набор действий по разблокировке телефона и запуску приложения. Хотя сами банки заявляют, что процесс можно сделать проще, выставив приложение и оплату сразу в виджеты, а на более современных моделях - в специальную боковую кнопку, Action Button.

Аналитики увидели угрозы для банков из-за появления ИИ-агентов
Банки Сервисы