Он подойдет для любителей острых ощущений, потому что мюзикл "Вальс-бостон" способен шокировать поклонников творчества Александра Яковлевича. Трудно привыкнуть, что индивидуальные, личностные, личные песни Розенбаума можно петь хором, что они разложены на множество голосов. Но, например, есть же песни Юлия Кима. Бард их исполняет один, и они лежат в основе нескольких спектаклей. Однако сложно представить, что ставят мюзикл по песням Владимира Высоцкого и там на сцене много людей поют "Кони привередливые" или "Идет охота на волков". Или мюзикл по песням Булата Окуджавы, где квартет или квинтет запевает "В склянке темного стекла из-под импортного пива" или "Все они красавцы, все они таланты, все они поэты"... (Тут мы ни в коем случае не подсказываем - все это плод воображения нашего обозревателя). Однако же эти песни и так поют хором - в компаниях, на посиделках. И Кима, и Высоцкого, и Окуджаву, и Розенбаума...
Кстати, в предыдущей постановке той же команды - мюзикле "Ничего не бойся, я с тобой" - на четыре голоса разложили песню "Привет!". Это было непривычно - песня казалась очень личной. Но тот мюзикл не так шокирует - все же, когда песни поет группа, хоть и с солистами, они лучше смотрятся и слышатся, когда представлены на сцене сразу большим количеством людей.
Тем более, когда поет Розенбаум, слышно не просто каждое слово, но и каждый знак препинания. А понимают ли, о чем поют эти артисты - молодые ребята - хором? Но даже если нет, то пусть хотя бы наизусть заучат, потом, с возрастом, поймут.
Но если оставить эти размышления и попытаться привыкнуть к коллективному исполнению почти всех песен, то стоит сосредоточиться на том, что в спектакле - неповторимый Александр Яцко, который прекрасно играет Странника - альтер-эго Александра Яковлевича. Каждому его слову и жесту - веришь. Работу Михаила Миронова - автора пьесы и режиссера-постановщика - можно сравнить с тяжелым трудом портного: ему пришлось соединить разрозненные вещи в одно целое, притом что так много хотелось сказать. Тема, которая поднимается в спектакле, все больше сейчас появляется в разных произведениях и очень волнует многих. О том, что сидит человек в комнате за закрытым окном и строит свои планы на правильную, как ему кажется, жизнь. Но окно открывается и вместе с ветром в жизнь человека врывается реальность, страна, эпоха. И он уже сам не может объяснить, почему стал тем, кем стал.
Эпоха в мюзикле - Ростов начала XX века. Могла быть и Одесса. Розенбаум рассказывал (и это, кстати, есть в программке), что когда-то Аркадий Вайнер предложил ему написать сценарий по бабелевским "Одесским рассказам". И использовать в нем песни розенбаумовской "Сэмениады". Тогда не сложилось. Но песни были Одессой же вдохновлены - а там Розенбаум ранее бывал часто. Но времена "в окно прилетели" другие - пришлось обратиться к папе, в соответствии с поговоркой "Одесса - мама, Ростов - папа". Папа - другой - между прочим, в спектакле незримо участвует. Любопытная линия, достойная фильмов и сериалов.
Состав спектакля в тот день, когда на нем побывала наш обозреватель, был сильным. Помимо Александра Яцко, его героя в молодости Костика (оммаж "Покровским воротам"?) Ромашова (оммаж "Двум капитанам"?) играл Александр Скрыпников. А его маму - Анна Гученкова, актриса, с которой поколение любителей мюзиклов в нашей стране провело целую "мьюзикальную" жизнь. Ее, например, можно вспомнить в российской версии Cats или Mamma Mia. Анна - просто жемчужина этого спектакля, а про драгоценности в нем много, потому что примерный Костик случайно познакомился в Ростове с бандой лихих налетчиков... Антон Лобан (Федька Заяц), Яков Тихомиров (Камиль), Павел Алексеев (Омар) и Вадим Дубровин (Лева) почему-то были скованны в начале спектакля. Видимо, им стоило добавить репетицию... Но это - обычный постпремьерный синдром. Зато когда они разошлись-разыгрались... Когда эти артисты вышли на сцену ограбления под песню "Супчик из цветной капусты", многих в зале пробрало. Как, кстати, и во время номера на песню "Умница", которую Костик спел для свой мамы. Но кульминацией внутренних противоречий зрителей необычной постановки можно назвать песню "Ау!".
С одной стороны - очень неожиданно, когда "Гоп-Стоп! Мы подошли из-за угла" начинается в женском исполнении, да и "Утиную охоту" поют все вместе: "Летать так летать!". И как такое - "Я хотел бы подарить тебе песню, Но сегодня это вряд ли возможно..." - может исполнять не один человек.
С другой - когда на сцене появляется группа людей, что поют "Ау, днем и ночью счастье зову. Ау... Заблудился в темном лесу я", - это коллективное пение складывается в целый образ заплутавших в потемках времени. Сильный образ. Думаю, что тут Розенбаум доволен, как и его адепты-почитатели, - зал на спектакле был набит под завязку.
Сложно, конечно, принять хоровую трактовку казацких песен, особенно "Под зарю вечернюю солнце к речке клонит", как и "Извозчика". Иногда провисает и лирическая тема. Почему-то позитивной героине Дине (Дарья Январина) веришь больше, когда она танцует на столе с бандитами в кабаке, чем когда елейно изображает хорошую девочку, скажем, в прекрасно аранжированном хите "На плантациях любви" (отдельной строкой хочется похвалить музыкального руководителя спектакля Евгения Загота за аранжировки). Но сюжет, который можно свести к известному произведению Жванецкого (он, кстати, был дружен с Розенбаумом) "Консерватория - суд - Сибирь", способен зацепить. Особенно линия "суд - Сибирь" и последующая война - переломанный огненный хребет XX века.
Все тюремные и военные музыкальные номера в спектакле честны настолько, что объяснить это можно лишь генетическим кодом нации. Ведь и сам Розенбаум на войне не был - родился в 1951-м, и в тюрьме не сидел - как тот же Высоцкий. Но какие песни сложил. И да - он врач, который врачует в том числе и души, как и главный герой в этом спектакле. С той лишь разницей, что Розенбаум на врача доучился. А герой - нет. Зато у него "случилась жизнь". И тут тоже любопытный "музыкальный" поворот - человек, который думал, что он лузер, да и по всем признакам было так, на самом деле за свою чистую душу и благородные намерения получил крупный выигрыш. Кто знает, что бы с ним стало при другом раскладе...
Сам Розенбаум рассказывал ранее о том, что спектакль принял. А как же иначе, ведь постановка подарила его песням-хитам вторую жизнь. К тому же зрители - разные: одни предпочтут концерт барда-одиночки, другим нужно, чтобы композиции разыграли энергичные артисты. Нетрудно понять, что спектакль успешно продержится весь сезон и сборы будут ничуть не хуже, чем у предыдущей постановки создателей "Ничего не бойся, я с тобой" по песням группы "Секрет". А там - кто знает, к какому из авторов они приглядятся в дальнейшем.