17.09.2025 09:00
Авто

Как снизить аварийность в начале учебного года

Как снизить аварийность в начале учебного года
Питбайк - опасный транспорт. И на дорогах он не может появляться. Это запрещено Правилами. Да и сама конструкция таким выездам не соответствует / Госавтоинспекция МВД России
Читать на сайте RG.RU

Начался учебный год. Дети вернулись из мест отдыха и вышли на дороги. Пожалуй, для водителей и родителей начался самый ответственный сезон. Как обезопасить ребенка от дорожных происшествий в этот напряженный период?

Действительно, сентябрь - очень сложный месяц. Дети вернулись с каникул, отправились в школы. Некоторые вообще пошли первый раз в первый класс. Как показывает статистика, резкое увеличение количества наездов на детей-пешеходов отмечено в возрасте 7 - 8 лет.

Это связано с тем, что в этом возрасте дети начинают посещать общеобразовательные организации и, соответственно, становятся более активными участниками дорожного движения.

Большинство граждан, кстати, тоже приехали с отдыха и массово выехали на городские дороги. В общем, жизнь снова начала бить ключом. И не всегда по безобидным местам. За летние месяцы и родители, и дети отвыкают от напряженного городского трафика. И войти в прежний ритм жизни не всегда просто.

Конечно, летом Госавтоинспекция проводила множество мероприятий, рассчитанных на детей, для того, чтобы обеспечить их безопасность. При этом усилий одного ведомства по привитию детям правильного поведения на дороге недостаточно. Здесь в первую очередь застрельщиками должны выступать сами родители. Чтобы ребенок мог безопасно перейти дорогу, взрослым необходимо донести до него подробный алгоритм действий и самим всегда быть примером. Ведь даже разрешающий сигнал светофора не дает 100% гарантии безопасности.

Как пояснил начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Госавтоинспекции МВД России, полковник полиции Сергей Хранцкевич, ребенку недостаточно объяснить, как надо переходить дорогу. С ним вообще необходимо тщательно изучить маршрут до школы или любой другой образовательной организации. И уже на этом маршруте показать все сложности и возможные опасности. Необходимо несколько раз пройти с ребенком маршрут от дома до учебного заведения, секции, кружка и обратно, даже если он учится или посещает тот или иной кружок уже не первый год. Ведь за время летних каникул дорожная ситуация могла измениться. Например, появился новый светофор или новый пешеходный переход. А то и вообще движение из двустороннего стало односторонним или наоборот. Поэтому так необходимо пройти маршрут с ребенком и учесть все особенности.

Особенно важен личный пример взрослых. Ведь дети зачастую просто копируют их поведение. Почему этот дядя может перейти дорогу на красный сигнал светофора, а мне нельзя? Только личным примером можно их убедить поступать правильно. Но даже это не всегда спасает от неприятных ситуаций. Ведь никто не знает заранее, что у другого человека в голове.

Дворовая территория - не самое безопасное место для детей и подростков. Любой выход или выезд из-под припаркованной машины может закончиться трагедией

Так, например, наличие пешеходного перехода не гарантирует того, что водитель уступит дорогу тому, кто на него вступил. По итогам 8 месяцев 2025 года 1699 ДТП с участием детей-пешеходов произошло на пешеходных переходах. Их количество увеличилось на 0,4% по сравнению с 2024 годом. В этих наездах погибли 23 (-28%) и ранены 1735 (+0,3%) детей.

Многие родители уверены, что двор - это самое безопасное место. Увы, это далеко не так. И ребенку необходимо также объяснять и показывать, как вести себя на дворовой территории. Ведь во дворах также ездят автомобили. Но обстановка осложняется тем, что во дворах много припаркованных авто. Кроме того, там есть деревья, кусты, различные строения. Все это ухудшает видимость водителя. С какой бы медленной скоростью он ни двигался по такой территории, всегда есть риск, что кто-нибудь неожиданно окажется прямо перед капотом. Так что и тут ребенок должен обезопасить себя сам.

- Ребенок должен четко понимать, что нельзя выбегать на проезжую часть, даже если находится во дворе, не убедившись в безопасности, - говорит Сергей Хранцкевич. - Особенно из-за припаркованного транспорта и кустов.

Кстати, стоит напомнить, что на дорогах, а также тротуарах появилось огромное количество различной техники. А именно электросамокатов и электровелосипедов. И уж их водители особым вниманием и знанием правил дорожного движения не отличаются. А передвигаются они, в том числе и по дворам, на хороших скоростях. Так что риск попасть под колеса такого транспорта очень высок. Кроме того, в отличие от автомобилей они почти бесшумны - только шорох шин по асфальту. Поэтому ребенок должен знать и о таких опасностях.

Осень еще коварна тем, что с каждым днем светлое время суток сокращается. А в темное время происходит до трети всех наездов на пешеходов. Поэтому родителям стоит озаботиться тем, чтобы сделать ребенка на дороге заметнее. По данным официальной статистики аварийности, за 8 месяцев текущего года в темное время суток с участием детей-пешеходов произошло 709 (+6%) ДТП. В них погибли 10 (-57%) и ранен 731 (+8%) ребенок.

Примечательно, что более чем в 80% случаев наездов на детей в темное время суток они не имели световозвращающих элементов.

Стоит напомнить, что при движении с ближним светом фар водитель способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если же на пешеходе есть световозвращающий элемент, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается до 350 метров. А это, к слову, в восемь раз повышает безопасность пешехода, а риск его гибели уменьшается примерно на 70 процентов.

Но дети передвигаются не только пешком. Многие родители предпочитают их подвозить до школы на автомобилях, особенно если образовательная организация находится далеко. О том, что детей до 7 лет необходимо перевозить в детском автокресле, известно всем. Правда, не все водители соблюдают это правило. Но таких становится все меньше. Во всяком случае, по статистике, в текущем году количество автоаварий, при которых зафиксировано нарушение правил перевозки детей, снизилось на 0,8%.

Вообще же из автоаварий, в которых пострадали дети, почти половина приходится на те случаи, когда дети были пассажирами. То есть никак не могли повлиять на происходящее. А обезопасить ребенка при перевозке - это ответственность взрослых. И одним только использованием автокресла здесь не обойтись. При перевозке ребенка необходимо менять стиль вождения, переходить на так называемый "детский" режим вождения с пониманием, что в салоне находится самый дорогой пассажир.

Несмотря на то что на дворе осень, но погода стоит хорошая. Так что дети активно пользуются своим транспортом: велосипедами, самокатами. Но есть и те, кто выезжает на электросамокатах, а также питбайках, мопедах и даже мотоциклах. Увы, но уже который год растет количество происшествий с детьми-водителями, а также число погибших в них несовершеннолетних. С участием детей-водителей мототранспорта произошло 1752 ДТП. Количество таких происшествий увеличилось на 12%. В них погибли 50 детей. При этом в более чем половине таких ДТП дети управляли мопедами или приравненными к ним транспортными средствами.

Как отметил Сергей Хранцкевич, Госавтоинспекция призывает родителей усилить контроль за доступностью для детей транспортных средств. Необходимо постоянно помнить, что жизнь и здоровье юных участников дорожного движения целиком зависят от каждого из вас.

Материал создан в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Инфраструктура для жизни".

ПДД