17.09.2025 17:34
В мире

В Беларуси собираются ввести обязательную маркировку автомобилей каршеринга

Текст:  Софья Ефремова (soyuzbg@rg.ru) Инна Горбатенко (gorbatenko@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №35 (1191)
Каршеринг продолжает завоевывать рынок Союзного государства. Теперь автомобили в краткосрочную аренду берут не только для поездок по делам, но и для свадеб, фотосессий. Клиенты хотят машины без специальной оклейки, а компании такие авто предлагают, ведь ни в России, ни в Беларуси требований об обязательной маркировке каршеринга нет. Но новому тренду скоро могут противопоставить и новые правила. В Беларуси требования об обязательной маркировке автомобилей для аренды уже рассматривают депутаты. Предполагается, что новые правила помогут снизить число нарушений на дороге.
Экономическая привлекательность каршеринга растет на фоне высокой стоимости новых автомобилей. / Константин Завражин
Читать на сайте RG.RU

Как в России

Основные тренды в каршеринге - рост продолжительности поездок и расширение парка автомобилей преимум-класса.

"Средняя продолжительность поездки за год выросла на четверть, в основном за счет длительных аренд от одного дня", - рассказали "СОЮЗу" в компании "Делимобиль". Наиболее популярными направлениями по тарифу "Межгород" стали автопутешествия между Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Ярославлем, Сочи и Казанью. В пресс-службе "Ситидрайва" подтверждают эту тенденцию, указывая, что все больше водителей выбирают длительные поездки от двух дней и более. В пресс-службе "Яндекс Драйва" сообщили о росте спроса на долгие поездки в июле 2025 года на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время, по информации "Делимобиля", количество уникальных моделей автомобилей из премиум-сегмента увеличилось за прошлый год на 35%. "В основном это автомобили без оклейки, которые можно арендовать на часы и дни. Некоторые пользователи используют только эти модели для долгосрочной аренды", - отметили в пресс-службе компании. Подобные автомобили для участия в свадьбах, фотосессиях, съемках и других подобных мероприятиях пользуются отдельным спросом, добавили в пресс-службе.

Российские таксопарки могут пополнять автомобилями из Беларуси

В целом российский рынок каршеринга умеренно растет, количество активных пользователей крупнейших операторов исчисляется сотнями тысяч. В "Ситидрайве" говорят, что за последние два года число активных пользователей каршеринга возросло на 53%.

Экономическая привлекательность каршеринга становится все более очевидной на фоне роста цен на новые автомобили. Средняя стоимость нового автомобиля по итогам 2024 года превысила 3 млн рублей, при этом около половины покупок совершается в кредит в условиях высоких процентных ставок, поясняет кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. По его мнению, в таких условиях каршеринг в Москве выгоднее покупки новой машины почти в 2 раза, а по России в целом - на 20%. "Кроме того, молодое поколение склонно не владеть чем-либо дорогим, не приобретать в собственность, а больше пользоваться полезными и удобными сервисами. Например, какой смысл покупать яхту за очень большие деньги, когда можно просто ее взять на час, впечатлений хватит на десятилетие", - говорит эксперт.

Структура пользователей каршеринга имеет четкие демографические характеристики. По данным пресс-службы "Делимобиля", почти 78% пользователей каршеринга - мужчины, среди которых наибольшей популярностью сервис пользуется в возрастных группах 26-30 и 36-45 лет. При этом доля женщин, по данным компании, динамично растет и составила более 22% по итогам первого полугодия 2025 года.

Автомобили каршеринга, но без специальной оклейки, пользуются отдельным спросом для участия в свадьбах, фотосессиях и других подобных мероприятиятиях

Тарифная политика операторов отражает сегментацию рынка по уровню доходов. Согласно данным пресс-службы "Ситидрайва", в сегменте эконом цены начинаются от 10 рублей за минуту и от 2000 рублей - за сутки, а премиум-класс предлагает условия от 15 рублей за минуту и от 4500 рублей - за сутки. Пресс-служба "Яндекс Драйва" подтверждает эти данные, уточняя, что сутки аренды авто обойдутся в среднем в 3000 рублей.

Перспективы международной экспансии российских каршеринговых компаний оцениваются экспертами осторожно. Старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Мельникова отмечает, что в Беларуси каршеринговые компании появились относительно недавно - в 2018 году, в то время как в России это произошло в 2012 году. Но, по ее словам, в Беларуси рынок довольно высококонкурентен, поэтому выходить на него нужно с большими инвестициями. К тому же потребуется анализ рынка и разработка нового плана развития. Пресс-служба "Ситидрайва" осторожно комментирует перспективы работы в Беларуси, заявляя, что компания активно анализирует разные регионы и города.

По мнению Анастасии Мельниковой, российским компаниям есть еще куда расти на отечественном рынке, например, в регионах, где сейчас нет каршеринга: Владимирская, Ивановская области и так далее.

Как в Беларуси

Воспользоваться каршерингом может любой гражданин, которому исполнилось 18 лет. Наличие водительских прав обязательно, а вот стаж вождения может быть и меньше года. Чтобы взять в аренду автомобиль, нужно установить приложение на телефон и зарегистрироваться. Для идентификации потребуется фото страницы паспорта с фотографией, фото водительского удостоверения и селфи с удостоверением или паспортом. Далее нужно привязать карту и подождать, пока рассматривается заявка. С помощью карты в приложении легко найти ближайший автомобиль. Никаких залогов и депозитов, как при классической аренде авто. Так что условия белорусских сервисов каршеринга весьма лояльные.

Если клиент нарушит ПДД, придется отвечать рублем. Каршеринговая компания снимет с его карты сумму штрафа для ГАИ. Плюс придется оплатить штрафные санкции, прописанные в договоре за нарушение ПДД. В случае аварии по вине клиента предусмотрены значительные штрафы.

Какие новинки поступят автолюбителям Союзного государства

Однако число нарушений на дорогах с участием автомобилей каршерига велико. Как рассказал начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич, примерно каждый десятый водитель, задержанный в состоянии алкогольного опьянения, управлял автомобилем каршеринга. Есть даже водители, которые попались на подобном нарушении повторно. В связи с этим белорусские парламентарии и выступают за введение специальной маркировки для автомобилей каршеринга, чтобы сотрудникам ГАИ было легко заметить такие авто в потоке.

Сейчас на рынке каршеринга Беларуси работают три крупные компании, а количество доступных для проката автомобилей в Минске составляет около 2,5 тысячи. Использовать авто, взятое в аренду в столице, можно по всей стране без ограничений. Стоимость каршеринга на день - от 42 белорусских рублей (1150 российских). При этом некоторые компании предоставляют возможность завершить аренду автомобиля не только в Минске, но и в Гомеле, Бресте, Жодино и Борисове, что дает клиентам дополнительные преимущества.

Большинство машин каршеринга в Беларуси стандартного класса, но есть и внедорожники, и даже электрокары Tesla. Актуальную цену для каждого клиента приложение рассчитывает автоматически после регистрации. Тарифы у всех операторов примерно одинаковые. Например, поминутный тариф на авто экономкласса Volkswagen Polo составляет от 39 копеек за минуту. Оплачивается каршеринг только картами белорусских банков и картами "Мир". Для удобства всех граждан Союзного государства зарегистрировать аккаунт можно на российский номер телефона.

Важный нюанс, который многие клиенты игнорируют. Чтобы избежать неприятностей, взятый в аренду автомобиль обязательно нужно осмотреть до и после поездки и сфотографировать. Иначе в случае обнаружение позже каких-то дефектов придется уплатить солидный штраф. У некоторых сервисов он доходит до 500 белорусских рублей (около 14 тысяч российских).

Авто Беларусь