Для этого предлагается поправить Кодекс об административных правонарушениях, добавив в него примечание к статье 12.17, которая предусматривает ответственность за движение по выделенке. И прописать в нем, что от административной ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей статьей, освобождаются водители мотоциклов, мопедов, а также транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация о которых размещена в государственной информационной системе.
Законопроект внесен группой депутатов из разных фракций. Как пояснил один из авторов, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, длительное стояние в пробках отнюдь не самым лучшим образом сказывается на здоровье инвалидов. И допуск перевозящих их авто на выделенку - объективная необходимость.
Что же касается двухколесного транспорта, то он напомнил, что мотоциклисты вынуждены постоянно лавировать в плотном потоке, и это нервирует других участников дорожного движения и провоцирует ДТП. При движении по свободной правой полосе для общественного транспорта риск ДТП снижается. К тому же такие полосы, в отличие от обычных, нередко пустуют, что потенциально может рассматриваться как точечная возможность их использования и другими категориями транспортных средств.
Стандартная ширина обычной полосы в городе варьируется от 2,75 до 3,25 метров, в то время как ширина полосы для маршрутных транспортных средств - порядка 4 метров. Это предоставляет достаточный диапазон для безопасных маневров с участием мотоциклов и способствует решению задачи по снижению аварийности на дорогах.
Однако к такому предложению эксперты относятся скептически. Так, например, по мнению основателя мотошколы "Неваляшка" Дмитрия Смокина - разработчика методики безопасного вождения для мотоциклистов - реализация этой идеи может быть опасна. Количество мотоциклов резко возрастет на правой полосе. Как правило, эта полоса используется для поворота направо или заезда во двор. На выделенной полосе также оказываются и те, кто выезжает из дворов.
В итоге, если эта полоса будет забита мотоциклистами, мопедами и машинами инвалидов, то выехать из дворов и прилегающих улиц будет очень сложно.
Также многие эксперты напоминают, что полоса обозначается сплошной линией разметки, которую пересекать запрещено. И если впереди на ней возникла пробка из поворачивающих направо или остановился автобус на остановке, то без нарушения правил выехать с нее, чтобы объехать препятствие, не получится. Много ли времен на этом сэкономят мотоциклисты и инвалиды?
Как считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков, мало кто из мотоциклистов, двигаясь между левыми рядами, захочет смещаться сильно вправо, чтобы проехать несколько сот метров в объезд транспортного потока.
А что касается инвалидов, тот тут еще сложнее. По мнению эксперта, на выделенные полосы можно допускать автомобили, перевозящие людей с инвалидностью - если в данный момент этот автомобиль действительно везет инвалида. Но проверить это невозможно. А просто так там делать нечего, иначе в час пик на выделенках будет очередь из тех, кто вне очереди. На то она и выделенная полоса для общественного транспорта - чтобы по ней ездили автобусы, в которых тоже передвигаются инвалиды.
Кстати, напомним, что согласно правилам, знак "Инвалид" требуется один, который может быть установлен как под лобовым, так и под задним стеклом. Если выезд на выделенку фиксируется камерами, то как доказать, что знак был? Ведь камера может фиксировать нарушение, снимая автомобиль либо спереди, либо сзади.
В отзыве правительства на законопроект сказано, что предложенное примечание будет распространяться на всю статью 12.17. А это не только выделенные полосы, но и не предоставление преимущества общественному транспорту, а также автомобилям спецслужб с включенными спецсигналами. Не освобождать же нарушителей, будь они мотоциклисты или инвалиды, от ответственности за пропуск скорой помощи...