18.09.2025 09:26
В мире

Обозреватель "РГ" в Китае попробовал установить Wechat и Didi, но махнул рукой

Как пройти на Тяньаньмэнь
Текст:  Егор Елисеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №212 (9751)
И вот голубое небо Пекина стало сумеречным, а затем ночным…
/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Пишу и сам понимаю, что мне не верят. О чем это я, каждый знает, что расплата за сверхразвитую промышленность - постоянный смог над столицей Китая. Сам слышал: в Пекине устанавливают огромные панели-стенды, на которых выводят изображение голубого неба. Которое пекинцы не видят из-за этого проклятого смога.

Выяснил: так и было, но только лет эдак 10-15 назад. Собственно, когда приземлился мой лайнер, то небо соответствовало стереотипам: было серо-угрюмым. Но на следующий день выхожу на улицу - а оно голубое! И это никакие не высокие китайские технологии. Оно настоящее!

Да, для скептиков: у меня каждый шаг записан, все фиксирую на камеру.

Как в Поднебесной очистили небо? Я не эколог. Говорят, что вредные технологии запрещают, а все, что способствует экологии, - поощряют. Незатейливо, конечно. Но тут велосипеда изобретать не надо, раз работает, то и хорошо. Хотя лично я сегодня из-за этого чуть под колесами не оказался. В 22-миллионном Пекине, как и во всей стране, объявлена война бензиновым и дизельным моторам. Это здорово, но есть и неожиданный эффект: вот на тебя несется стая байков, мопедов и скутеров, а их…почти не слышно! Быстро несутся, но тихо-тихо. Потому что все электрические.

В Пекине пользуется популярностью электротранспорт

Кто-то скажет: так ты переходи улицу на зеленый сигнал светофора и только по "зебре" - целее будешь. Так и перехожу. Машины останавливаются, а вот байкеры - не все. В пешеходных зонах еще хуже, там надо крутить головой на 180 градусов.

А что полиция? Совсем распоясавшихся байкеров останавливает, видел пару воспитательных бесед с велосипедистами-нарушителями. Но на всех полицейских не хватит, двухколесных лихачей миллионы.

В 22-миллионном Пекине, как и во всей стране, объявлена война бензиновым и дизельным моторам. В результате электрических скутеров и байков - море. / РГ

Правда, аварий я тоже не видел, видимо, водители и пешеходы как-то друг к другу приноровились.

Но там все свои. А вот чужому немного непривычно, а в первые часы и дни, пожалуй, от столь странного трафика даже дискомфортно. Насколько путешественнику безопасно в Китае? В широком смысле, не только на дорогах.

Еще в китайском самолете пассажиров по громкой связи на русском языке предупредили: салон под видеонаблюдением, на борту находятся сотрудники службы безопасности компании. Не безобразничайте, пожалуйста.

Обозреватель "РГ" посетил Китай с первыми безвизовыми туристами

По приземлении ты не можешь просто войти в электричку или пройти на станцию метро без проверки. Мне возразят: и в российских городах, где есть метро, стоят арочные металлодетекторы и интроскопы (это то, куда вы помещаете сумку на конвейерную ленту). Все так и есть, но только у нас проверки и сканирование выборочное. Здесь - тотальное.

В Пекине, подходя к центральной части города, где находятся знаменитая площадь Тяньаньмэнь, мавзолей товарища Мао и парламент, нужно пройти досмотр с предъявлением паспорта (иностранцы) или удостоверения личности/виртуального ID на телефоне (граждане КНР).

Кстати, подойти-то к Тяньаньмэнь с документом вы сможете, но это не значит, что вас пустят на саму площадь. Для этого надо зарегистрироваться (это бесплатно) на определенный день и время суток на специальном портале. Туристы, имейте это в виду.

Чтобы попасть в центральную часть Пекина, к таким достопримечательностям, как Тяньаньмэнь, мавзолей товарища Мао и парламент, нужно пройти досмотр и заранее зарегистрироваться. / РГ

Реально очень серьезное отношение к общественной безопасности.

Полицию там видишь постоянно и повсеместно. На перекрестках дежурят автобусы и бронеавтомобили с зашторенными и зарешеченными окнами, с надписями Police на бортах. И везде камеры, камеры, камеры…

Как к этому относиться - зависит от ваших жизненных приоритетов и позиции. Но то, что огромный мегаполис на удивление безопасен как в центре, так и на окраинах - факт. Можно гулять допоздна, ничего не опасаясь.

В АТОР рассказали, что на границе с Китаем могут попросить сдать тест ПЦР

Из моих слов может сложиться впечатление, что там все чуть ли не строем ходят: проверка документов, бесконечные досмотры в метро и на улицах. Да, без личного ID или удостоверения из дома выходить не рекомендуется. При этом пекинцы и гости столицы на удивление расслаблены и не слишком дисциплинированы.

Центр города, людное место, рядом правительственные здания. Полно силовиков. Мужчине захотелось прилечь, вздремнуть - развалился на гранитном парапете.

Рядом молодой человек в шортах и красотка в мини-юбке, оба почти демонстративно закуривают. Полицейских здесь десятка два, ближайшие буквально в нескольких шагах. Курильщиков игнорируют.

Центр города, людное место, рядом правительственные здания. Полно силовиков. Мужчине захотелось прилечь, вздремнуть - развалился на гранитном парапете. / РГ

Граждан Китая уже лет десять пытаются отучить курить. Ну, хотя бы в общественных местах. С лета прошлого года в Пекине введен полный запрет со штрафом в 500 юаней. На наши рубли - где-то под 6 тысяч. Это немало по китайским меркам. Хватит, чтобы обедать в недорогих кафе вдвоем в течение недели, причем "от пуза". Но курильщиков почему-то не трогают.

В основной массе пекинцы ведут себя не дерзко, но и без видимого чинопочитания. Я бы повторил: немного расслабленно. Живут, как привыкли и как им нравится. Часто улыбаются и смеются. Правда, их эмоции не всегда наполнены тем же содержанием, что и у нас. Но об этом в другой раз, пока же вернусь к безопасности туристов. Мошенники, конечно, есть - куда ж без них. Ну, так аферист не налетчик и не разбойник, ножа и ствола у него нет. Только язык. Просто не ведитесь на сомнительные предложения. Не надо покупать 17-й айфон за полцены. Не надо принимать приглашение на "распродажу чая" в подвале в соседнем переулке, покупайте чай в легальных магазинах, там и скидки будут, и даже дегустацию устроят.

И не садитесь в то, что лишь внешне напоминает такси. Поездка может огорчить ценой, и очень серьезно. Катайтесь в сертифицированном городском. Для этого советуют не махать руками, а вызвать такси через приложение.

Впрочем, начиная с этого места, я сам себе начну противоречить. А как установить такое приложение и заставить его работать?

Испытано на себе: устанавливаю на свой телефон Didi, это по популярности что-то вроде нашего Яндекс Go (при этом такси от Яндекса в Китае не работает). Начало обнадеживающее: приложение чуть покапризничало, а потом вдруг "приняло" российскую сим-карту. Ура!

Небо над Пекином действительно голубое... / РГ

Нет, рано обрадовался, от признания нашей банковской карты Didi наотрез отказалось. Хотя карта UnionPay, а это китайская платежная система.

Более того, знающие люди сказали, что адреса для поездки лучше набивать иероглифами. Русского языка там нет, а если вводишь на английском, то можно уехать куда-то не туда. И такие случаи были.

Хороший совет, но с иероглифами еще та морока. В принципе, мобильные приложения-переводчики выдают иероглифы, их можно скопировать, но процесс заказа такси превращается в интеллектуальный квест.

Собкор "РГ" рассказал, как удобнее платить и на каком языке разговаривать в КНР

Еще советуют: устанавливайте приложение WeChat, тогда ваш аккаунт с картой и кошельком решит проблемы с такси.

Низкий вам поклон, дорогие советчики! Полночи потратил на этот суперпопулярный в Китае мессенджер, ставший соцсетью с функциями, которые сопоставимы с нашими "Госуслугами".

Я ведь его ставил даже не для такси: через него можно оформить пропуск на ту же Тяньаньмэнь, например, на церемонию подъема флага на восходе солнца. Говорят, очень красиво и величественно, участвует целый батальон почетного караула…

Только вот для WeChat банковская карта нужна не наша, и разбираться во всех функциях и нюансах придется на английском.

Знатоки сейчас скажут: тогда надо ставить Alipay. Там и наши карты подходят. Карты - да, но вот российский телефонный номер не привяжется, нужна китайская сим-карта… Замкнутый круг.

Вот что реально полезно: мобильные приложения по поездкам в метро Пекина. Бесплатные, работают идеально.

В Китай без визы: как пройти на Тяньаньмэнь

Итак, что имеем в сухом остатке? У меня три полных дня в Пекине. Если я начну бороться со всеми ди-ди и ви-чатами, то ни на что иное времени не останется. Работа над ошибками: к поездке надо готовиться основательно, боюсь, даже недели мало. Нужно больше времени - и тогда все установите, разберетесь, привыкнете.

Звучит парадоксально, но придется подтянуть и свой английский. Да, в Китае абсолютное большинство его не знает. Но все приложения на английском и на китайском. А какие еще варианты? Выучить китайский?

А если махнуть рукой на все эти танцы с бубнами? И просто жить, гулять, наслаждаться кухней, набираться впечатлений? К тому же если турпоток из России в Китай будет нарастать, то - лично я в этом уверен - найдутся заинтересованные люди, которые решат все проблемы. И русские надписи в Китае появятся. Был бы турист.

Да, чуть не забыл. Интернет ломится от страшилок типа "в Китае наличные не везде принимают, есть целые сети, где расплатиться можно только через мобильное приложение (к которому привязан электронный кошелек), картой или по qr-коду". В качестве примера приводят какие-то кофейни.

Есть ощущение, что я в каком-то ином Китае. Ем, утро начинаю с кофе. И пока ни один продавец не отказался взять юани из моих рук. Везет, наверное.

Запускается чартер из Улан-Удэ на китайский остров Хайнань
Китай Туризм