19.09.2025 20:48
Экономика

Банки пожаловались на риск "парализации" работы кол-центров из-за нового закона

Текст:  Кирилл Каштанов
Банки заявили о появившейся угрозе из-за блокировки звонков клиентам, отмечается в письме Национального совета финансового рынка (НСФР), которое есть в распоряжении "РГ". Изменения в Закон "О связи" начали действовать с 1 сентября, и из-за этого вызовы на законных основаниях, по словам участников рынка, стали расцениваться как спам-звонки и блокироваться операторами. А они могут быть значимыми - например, для подтверждения вызывающих сомнения переводов или предупреждения о задолженности по кредиту, говорят опрошенные "РГ" эксперты.
Читать на сайте RG.RU

Блокировка звонков от финансовых организаций означает "фактическую парализацию работы всех кол-центров и прекращение всего досудебного взыскания", говорится в письме НСФР. Там также объясняют, что получение согласий всех конечных получателей на массовые вызовы через любого оператора является объективно невыполнимым.

НСФР предлагает исключить вызовы на законных основаниях из категории "массовых" и установить "безвозмездность оказания оператором сотовой связи абоненту услуги по осуществлению массовых вызовов на весь период до установления регулируемого государством тарифа". Там советуют предусмотреть механизм, при котором телефонные вызовы в рамках исполнения своих нормативных обязанностей будут внесены в "белый список" номеров.

Минцифры опубликовало список доступных во время ограничения интернета сервисов

Существующая модель регулирования допускает самостоятельное определение каждым оператором связи, что он будет считать "массовым вызовом". Получается, что любой звонок даже в законных целях, в том числе осуществляемый банками, микрофинансовыми или профессиональными коллекторскими организациями, может быть признан массовым. И на этом основании он облагается дополнительной платой либо блокируется операторами связи. Последние уже активно предлагают банкам в обязательном порядке заключить договор за дополнительную плату, чтобы избежать блокировок, говорит представитель НСФР.

Участники финансового рынка считают, что такая трактовка является "недобросовестной и порождает дополнительные необоснованные затраты организаций на квазиуслуги операторов связи". Ряд игроков заявляет о том, что почти треть звонков блокируются из-за борьбы со спамом. Но наличие проблемы, при которой дозвониться до клиента невозможно, подтверждают не все банки.

"На данный момент, пока действует тестовый режим, мы не наблюдаем проблем, связанных с возможностью дозвониться до клиентов, - говорит директор клиентского сервиса и взыскания Банка ДОМ.РФ Кирилл Малиновский. - Не исключаем появления трудностей, связанных с блокировками, в октябре. Это может повлечь за собой проблемы с быстротой обслуживания действующих клиентов и невозможностью решения ряда ситуаций, требующих телефонного контакта".

Новые нормы по борьбе со спамом и телефонным мошенничеством, вступившие в силу 1 сентября, имеют двоякий результат, считает Мери Валишвили, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова.

"С одной стороны, пользователи отмечают заметное сокращение рекламных звонков. С другой стороны, организации теряют канал для оперативной связи со своими клиентами. Например, если по счету клиента банка зафиксирована нетипичная активность и банк желает предупредить клиента о возможной опасности, сотовый оператор блокирует звонок как "спам", - отмечает эксперт. - Также важным аспектом работы с клиентами являются напоминания, например, о приближающейся дате платежа по кредиту. По данным банков, такие звонки с напоминаниями действительно дисциплинируют клиентов и уровень просрочек сокращается. Соответственно, при блокировке звонков возможна обратная тенденция".

Запрет массовых звонков не коснется больниц, соцслужб и госорганов

Но звонки - не единственный канал связи. В качестве альтернативы для решения данной проблемы можно рассматривать переориентацию организации на рассылку в приложениях или по почте. Можно и проводить работу с сотовыми операторами и передавать сведения о том, какие номера используются для рекламы, а какие для оперативной работы с клиентами, считает эксперт.

Банки Связь