С какими трудностями сталкиваются производители одежды в России?
Как ранее заявлял министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, с 2022 года, когда российский рынок покинул ряд зарубежных компаний, число отечественных брендов одежды выросло на 18%.
По его словам, за три года - достаточно короткий период - производителям в легкой промышленности удалось практически полностью заместить ушедшие иностранные компании.
Тем не менее сегодня шить одежду в России - дорогое удовольствие, и этому есть ряд причин.
В первую очередь, как пояснила "РГ" директор Центра развития компетенций в индустрии моды РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Костенко, себестоимость швейной продукции, произведенной в России, в этом году высока.
"Влияют сразу несколько факторов: стоимость тканей, которые в большинстве случаев приходится привозить из-за рубежа, фурнитуры и прикладных материалов - их также крайне мало производится внутри страны", - перечисляет эксперт.
Кроме того, по ее словам, с начала года выросли налоговое бремя и стоимость сертификации продукции; дополнительным грузом легла обязательная маркировка.
Среди других осложняющих ведение бизнеса моментов - невозможность перекредитоваться из-за высоких процентных ставок, необходимость увеличения заработных плат сотрудникам.
Дороже и сложнее для предпринимателей стало и участие в госконтрактах, добавляет Светлана Костенко.
"В результате - падение продаж одежды российского производства на 30-50%. Не выдерживает эта продукция конкуренции с китайским товаром, которым наполнены маркетплейсы. Закрываются швейные предприятия, работавшие по 20-25 лет", - констатирует эксперт.
Как рассчитать рынок?
И все-таки российские бренды одежды развиваются, периодически на рынок выходят новые компании. "Лавировать" в меняющихся условиях помогают опыт, стратегическое мышление, трудолюбие и, конечно, смекалка.
Так, при формировании стратегии продаж производители прежде всего оценивают рынок: потребности аудитории, уровень спроса на ту или иную продукцию, текущие тренды, возможную конкуренцию и так далее. Правильное планирование - залог будущего успеха. "Семь раз отмерь, один раз отрежь" - это как раз про швейную промышленность.
Анализ трендов и прошлых продаж позволяет более точно спрогнозировать спрос и формировать более устойчивый ассортимент, рассказывает президент и CEO FINN FLARE Ксения Рясова.
"Для нас ключевая стратегия при непредсказуемой погоде - это ставка на универсальность и многослойность. Например, через стилизованные образы в нашем каталоге на сайте или социальных сетях мы демонстрируем, как сочетать более легкие вещи с универсальной и технологичной верхней одеждой. Это позволяет нивелировать изменения в спросе и предлагать клиентам адаптивные решения", - отмечает она.
План производства на фабриках составляется за полгода на основе заказов от брендов одежды, подтверждает Наталья Бернадская, основатель бренда премиум-одежды BeR me с собственным вязальным производством из кашемира в России.
"Бренд рассчитывает заказы на основе продаж прошлого года. Нет определенной магии, лишь цифры", - делится опытом эксперт.
"Каждый производитель формирует свои бизнес-планы, исходя из возможностей, как финансовых (закупка материалов, пошив, логистика), так и дистрибьюторских - сколько реально сможет продать", - комментирует основатель бренда повседневной одежды CRESTA Елена Сваровская.
По ее словам, если спрос на продукцию большой, есть достаточно партнерских и своих мощностей, то выгоднее взять под тот или иной проект кредит (даже с учетом высоких процентных ставок), произвести и продать одежды больше.
Если же речь идет о начинающем бренде, то эксперт советует "не закапывать" в товаре живые деньги, лучше планировать количество продукции максимально точно и продавать все до начала сезонных скидок.
Как отмечает управляющий директор российского бренда мужской одежды ООО "ПАВИЛЬОН 25" Юлия Петрова, у каждой компании - своя стратегия по ассортиментной матрице и объемам производства. При оценке рынка, объясняет она, учитываются показатели продаж прошлых сезонов, остатки на складах, общий спрос, возможности производства (наличие команды, производственных мощностей, сырья), а также себестоимость продукта, на которую сильно влияют курсы валют.
Среди других факторов - стратегия компании по скорости роста (открытие новых площадок и каналов продаж, работа с дистрибьюторами) и наличие свободных инвестиций.
Несмотря на то что каждый производитель старается просчитать стратегию продаж как можно более тщательно, случаются и провалы.
"Нередко прогнозы бизнеса не оправдываются. Например, прошлая зима была теплой и некоторые производители одежды не распродали даже 50% зимнего ассортимента, остались с набитыми складами прошлогодних сезонов", - рассказывает основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint Анастасия Шахова.
Досконально все просчитать невозможно, и предприниматели всегда работают в условиях высоких рисков, подчеркивает она.
Из чего складывается себестоимость изделия?
Залог разумной цены на товар - правильный расчет его себестоимости.
По словам Елены Сваровской, себестоимость того или иного предмета одежды - платья или рубашки - складывается из четырех составляющих.
Во-первых, это материалы: ткань, нитки, фурнитура. "Тут зависимость цены и качества самая прямая. Чем лучше качество, тем будет дороже", - отмечает эксперт.
Второе - это затраты на пошив. Швейные цеха работают по разным системам, большие - линиями, когда пошив делится на этапы и каждая швея шьет в потоке только одну деталь.
"В этом есть свои преимущества - так человек отлично отрабатывает свою часть работы. Такие сотрудники чаще всего получают почасовую оплату", - продолжает собеседница.
Одновременно есть производства, где одну вещь шьет один человек и получает расчет уже за количество готовых изделий.
"Чем сложнее модель и качественнее вещь на выходе, тем больше будет стоимость производства", - указывает Сваровская.
Среди других составляющих себестоимости - расходы на упаковку и логистику.
Весомый вклад в общие затраты на производство вносят также зарплата работников, налоги, содержание производственных и административных зданий, обновление оборудования и закупка нового, информирует директор Фабрики Оренбургских пуховых платков Елена Курлаева.
"К себестоимости продукции мы относим комплекс затрат, где ключевыми статьями являются, например, материальные издержки: ткани и фурнитура, обеспечивающие долговечность наших изделий, а также затраты на заработные платы и труд швей и конструкторов, чья экспертиза гарантирует лучшую посадку и отделку", - перечисляет Ксения Рясова.
Подготовка кадров, социальное страхование, представительские и прочие расходы также входят в заложенную себестоимость продукции, добавляет она.
"Важная составляющая в себестоимости - расход на разработку, изменение производственных циклов и технологий: в моменты наладки нового процесса производственные мощности простаивают, а желаемый результат не гарантирован с первой попытки; некоторые разработки идут "в стол", - отмечает Наталья Бернадская.
Поэтому российские производства тяжело идут на разработку новых моделей, особенно при малых тиражах, подчеркивает она.
Выгоднее шить в России или за рубежом?
Директор Центра развития компетенций в индустрии моды РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Костенко отмечает, что даже с учетом логистики и таможенных сборов производить одежду в Юго-Восточной Азии дешевле, чем внутри России.
Крупные компании, такие как Melon Fashion Group, Ostin, Lime, отшивают свои коллекции в Китае, где в одном месте собраны все ткани, фурнитура и так далее, говорит она.
"Плюс крупным российским заказчикам китайские швейники дают рассрочку платежей до 90 дней", - продолжает собеседница.
"Все это делает перенос производства в Россию невыгодным и, по сути, даже невозможным", - считает она.
А что скажут на этот счет сами производители одежды?
Если заглянуть на российские работные сайты, то можно увидеть, что сегодня в Москве швеям-портным предлагают зарплату в районе 80-100 тысяч рублей, в регионах - от 30 до 80-100 тысяч рублей, в зависимости от нагрузки и квалификации.
Для сравнения: среднерыночная зарплата швеи в Китае - около 600 долларов, во Вьетнаме - 400 долларов, в Индии - 300 долларов, а в Бангладеш - 200 долларов в месяц.
Поэтому производителям гораздо выгоднее отшивать свои коллекции за рубежом, в Китае или Средней Азии, где себестоимость швейных и других работ ниже.
"Если объемы большие, то выгодно шить в Китае, Бангладеш и Пакистане: себестоимость работы там низкая, поэтому и вещи даже при нормальном качестве будут намного дешевле, - замечает Елена Сваровская, - если говорить про крупные бренды одежды, то у них и специалисты, и финансы позволяют вести внешнеэкономическую деятельность и получать самые выгодные цены на больших объемах. Коллекции разрабатываются и производятся заранее, а значит, есть запас времени на то, чтобы отшить далеко за рубежом и привезти".
Между тем у среднего и малого бизнеса денег меньше и нет возможности ждать. "Нужен товар здесь и сейчас, поэтому шьют либо в Киргизии, Казахстане, Узбекистане, либо в России", - указывает Елена Сваровская.
Эксперт поделилась своим опытом: производственные мощности бренда находятся в Узбекистане, эта страна - мировой лидер по производству хлопка, там очень много швейных цехов.
Шить в Узбекистане умеют хорошо и быстро, однако от начала производства до получения товара в Москве проходит не менее двух месяцев. По словам эксперта, это связано с усложнением процедуры таможенной очистки и маркировкой товара в системе "Честный знак".
"Каждая футболка получает свой уникальный код, который проходит таможню и вводится в оборот. Вещи проходят проверку и получают сертификаты качества и декларации соответствия. Без них ввезти товар в Россию невозможно", - поясняет собеседница.
Рост интереса российских производителей к Киргизии, Казахстану и Узбекистану отмечает и Анастасия Шахова. Эти страны привлекают более низкими затратами на логистику и меньшими таможенными платежами, объясняет она. Например, та же Киргизия входит в Евразийский экономический союз, и импорт товаров оттуда обходится дешевле из-за сниженного уровня таможенных сборов.
То, что одежду для российского рынка отшивают в основном в азиатских странах, подтверждает и Юлия Петрова.
"В России, к сожалению, нет таких мощностей, оборудования, выбора тканей, зато есть проблемы с кадрами, отсутствует система и выстроенные бизнес-процессы", - отмечает она.
Но, хотя российская легкая промышленность медленно наращивает мощности, в нашей стране все же локализуется ряд производств. Одно из них - достаточно известная в стране и за рубежом Фабрика Оренбургских пуховых платков. Сегодня здесь создают трикотажные коллекции крупнейшие российские бренды.
"Сейчас, в условиях запредельных ставок на кредиты и лизинг, при существующем уровне рентабельности и кадровом голоде, вряд ли возможен резкий рост реального производства", - выражает мнение директор фабрики Елена Курлаева.
При этом она отмечает, что в отечественном легпроме сегодня есть успешные производители. На базе их компетенций можно постепенно увеличивать локализацию производства в России.
"Если государство обеспечит стратегическую и неизменную поддержку реальным производителям, легпром может значительно увеличить мощность и выпуск продукции", - подчеркивает Курлаева.
Ксения Рясова, в свою очередь, оценивает перспективы отечественных производителей одежды как весьма позитивные - этому способствует растущий потребительский интерес к локальным брендам. Среди ключевых факторов успеха - внедрение современных технологий, улучшение дизайна и развитие онлайн-продаж.
"Мы видим огромный потенциал в импортозамещении материалов и развитии собственных производственных цепочек, что снижает зависимость от внешних поставок. Однако не стоит отрицать уже существующие вызовы, такие как высокая себестоимость и необходимость инвестиций в инновации и маркетинг", - отмечает она.
"Все зависит от того, кто будет шить, как и для кого, - говорит Елена Сваровская. - Швейный бизнес зачастую держат люди старшего поколения. Они знают, как шить, но не всегда хорошо ориентируются в изменяющемся рынке, законодательстве, конкурентах. Им бы поучиться у турков или вьетнамцев. Если смогут адаптироваться и выдать выгодное предложение, то все будет хорошо".
Где покупать одежду российскому потребителю?
В нашей стране одежда имеет по-настоящему стратегическое значение из-за холодного климата и долгой зимы на большей части территории.
При этом россияне обладают хорошим вкусом и хотят видеть на рынке широкий ассортимент не просто качественной, а еще и стильной одежды. Причем людям нужен выбор во всех ценовых категориях.
Как сопоставить эту потребность с возможностями отечественных производителей в существующих условиях?
Эксперты отмечают, что, несмотря на все сложности, российский рынок предлагает разнообразный ассортимент одежды как отечественных, так и иностранных брендов.
"В России сейчас невероятная конкуренция между производителями одежды. Соответственно, все компании заранее позаботились о поставках и на 100% готовы к встрече наступающего сезона", - комментирует основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint Анастасия Шахова.
Почти все собеседники "РГ" обращают внимание на неплохой выбор вещей на маркетплейсах. По мнению Елены Сваровской, на онлайн-площадках увеличилось количество качественной одежды, так как перекупщики, торговавшие дешевым ширпотребом, уходят из-за повышения комиссий, логистики, рекламных расходов.
"Заходя на маркетплейсы, я вижу огромный выбор. А самое главное, что это все можно заказать в разные регионы, в том числе туда, где выбор в розничных магазинах обычно небольшой", - говорит эксперт.
Так где же все-таки лучше купить одежду к зиме?
Старший преподаватель кафедры "Финансовый контроль и казначейское дело" Финансового факультета Финансового университета при правительстве РФ Валентина Волкова советует россиянам покупать базовые и высококачественные вещи у российских производителей и в проверенных магазинах, где можно примерить одежду и быть уверенным в ее качестве.
"Маркетплейсы отлично подходят для поиска модных и сезонных вещей по более низким ценам, если внимательно читать отзывы и выбирать проверенных продавцов. Китайская одежда зачастую дешевле, но качество может значительно разниться, поэтому важно уделять внимание репутации продавца и описанию товара. В основном лучше сочетать оба подхода в зависимости от ваших целей и бюджета", - рекомендует эксперт.
Что будет в моде этой осенью и зимой?
Российский бизнес, несмотря на трудности, старается следовать модным тенденциям. В этом сезоне, информирует маркетолог, автор Telegram-канала @retail Юлия Джанибекова, в ассортимент отечественных брендов войдут такие новинки, как длинные приталенные пальто и тренчи макси, изделия с экомехом, пиджаки и свитеры с объемными плечами, кружевные блузки и кардиганы, бархатные брюки, функциональные аксессуары и многое другое.
Ставка делается на универсальные модели; также активно развиваются спортивные линии, внедряются капсульные коллекции.
Если говорить о цветовых решениях, то в осенних коллекциях - много вельвета, коричнево-терракотовых оттенков, отмечает управляющий директор бренда "ПАВИЛЬОН 25" Юлия Петрова.
Также будут доминировать такие цвета, как пыльный малахит и "кофе с молоком", сливочно-кремовые, лавандовые и изумрудные оттенки; из принтов - "горошек" и "леопард", добавляет Юлия Джанибекова.
У россиян есть большой выбор в плане одежды: в онлайн- и офлайн-магазинах представлены отечественные, турецкие, китайские бренды (а европейские можно найти в стоках), причем наши зачастую - качественнее. Рынок растет и развивается, а при должной поддержке государства способен выйти на совершенно новый уровень, уверены эксперты.