- Нами создается госсистема противостояния цифровым угрозам - платформа предупреждения мошеннических действий, - рассказывает врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России Евгений Хасин. - Например, идет звонок, а платформа его не только блокирует, но и вычисляет облако-след. Пока пилотный проект цифровой платформы защиты работает в ряде регионов, а в 2026 году он заработает по всей стране. Его цель - предупредить то, что еще придумают мошенники.
Методика вовлечения школьников в совершение цифровых преступлений действительно меняется. Первый шаг - выманивание денег. Второй хитрее - вовлечение в диверсии под предлогом возвращения утраченных средств. Третий изощренный - доверяют продвинутым в цифре школьникам устанавливать вредоносные ПО, заражать вирусами сайты, собирать персональные данные. Так, считает директор по развитию Центра мониторинга внешних цифровых угроз ГК "Солар" Александр Вураско, цифровые преступные синдикаты втягивают детей в совершение киберпреступлений. При этом они работают по бизнес-модели - дети-дропперы и дети для диверсий - разовый расходный материал, а школьники, которые владеют цифровыми навыками, используются втемную.
- Если родители слышат от ребенка, сутками пропадающего в Сети, фразу "Мне поручили органы", надо доносить до детей: силовые органы никогда не звонят пользователям, вызов делается повесткой, - объясняет вице-президент "Ростелекома" Ирина Лебедева. - Никогда не звонят операторы и для продления связи, так как договор бессрочен. Что же касается диверсий якобы для спасения от преступников, то и силовые структуры не сотрудничают по телефону. Надо сразу звонить в полицию.
Не следует забывать и о том, что тюремные сроки за цифровые преступления внушительны: за передачу личных данных - до 8 лет, за поджоги и взрывы, квалифицируемые как теракт, - от 10 лет, за госизмену - от 10 лет.