24.09.2025 12:29
Общество

Гонявшего на "Ладе" Джеки Икса называли последним джентльменом автогонок

Его называли последним джентльменом автогонок, Покорителем Дождя и Месье Ле-Маном
Текст:  Николай Долгополов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №216 (9755)
На днях 80-летнему бельгийскому автогонщику присуждена премия "За выдающиеся достижения на протяжении всей спортивной карьеры". Обосновавшаяся в Монако организация "Спортель", объединяющая деятелей культуры и представителей множества СМИ, сочла именно Джеки Икса достойным своего главного ежегодного приза.
Для своих 80 лет Джеки Икс выглядит совсем неплохо. / GettyImages
Читать на сайте RG.RU

Представляем Джеки Икса

Начинал с гонок на мотоцикле. Затем пересел на гоночные машины. Провел 32 профессиональных сезона. Участвовал в 555 гонках. Победитель восьми Гран-при. Трижды выигрывал ралли "Париж - Дакар". А всего первенствовал в 46 гонках на выносливость

В 80-х - начале 90-х он гонял по миру на нашей "Ладе". Зачем, когда есть "Порш", "Мерседес" и прочие "Феррари", на которых, понятно, побеждать гораздо легче? Почему дважды вице-чемпион мира в гонках "Формулы-1" и король состязаний на выносливость, выигравший шесть раз знаменитейшую 24-часовую гонку Ле-Мана, ездил на скромной "Ладе Самаре Т3", прославляя СССР?

Настоящий джентльмен

Об этом захотелось узнать и мне, в ту пору собкору во Франции. Думал, что месье Икс - француз, а он оказался бельгийцем, жителем Брюсселя. Не без труда узнал телефон знаменитости. С опаской позвонил, как бы не нарваться на глубокий посыл, что случалось в Париже. Но нет. Вежливый голос, как оказалось, принадлежавший самому Джеки Иксу, осведомился, почему вдруг русский журналист заинтересовался автогонками? Ведь в Советском Союзе они не очень популярны. Я объяснил, что еще в 1988-м ездил на знаменитый "Гран-при Монако". Наблюдал за всеми 78 кругами "Формулы-1", стоя на набережной около порта. "Вам надо было бы посмотреть не на этот парад, а на действительно крутые опасные виражи, - засмеялся собеседник. - Но если вы действительно интересуетесь, запишите номер моего факса и пришлите вопросы".

Вопросы отослал, не слишком надеясь на встречу. Но она, желанная, не заставила себя долго ждать. Позвонили из офиса продаж нашей "Лады", сообщили, что месье Икс будет на представлении новой модели, и посоветовали быть настойчивее: ожидается много журналистов.

Великой французской писательнице могло бы исполниться 90 лет

Много? Пришла толпа собратьев по перу, среди которых увидел немало соотечественников. Нам показывали что-то типа усовершенствованной модели, но вся масса набросилась на пилота нашей "Лады" Джеки Икса. И я со своими листочками с отпечатанными вопросами рисковал быть затертым в этой давке уверенных в себе коллег.

И тут мне на помощь неожиданно пришел сам Джеки Икс: "Есть ли здесь месье Долго...?" Не родился еще франкоязычный, который мог бы произнести мою фамилию с первого раза. Икс извинился, что забыл список присланных вопросов, и я протянул захваченный свой. Джеки похвалил: очень профессионально. Началась беседа, но конкуренты наседали, записывали ответы на мои вопросы на свои диктофоны. И тут Икс, не зря его называли гонщиком-джентльменом, увел меня в какой-то офис, в котором почему-то был большой рояль. И началась настоящая беседа, собеседник старался. В моей 52-летней практике таких случаев - единицы, а чтоб похожее было за границей - не припомню.

Получился эксклюзив. О чем мы говорили? Конечно, о том, почему Икс сел на "Ладу". Не самая известная и подготовленная к большим гонкам машина. Не обидно ли читать в газетах насмешливые статьи, что бывают гоночные авто и получше? И вообще, как это, ездить на советском изобретении? Тут надо сказать и о другом. Существовал десятилетиями некий миф об особых франко-советских отношениях. Он был лжив. Если и существовало нечто особое, то в области культуры. А так - нас не любили. Если не в открытую, то давали понять: все ваше, кроме черной икры и водки, это второй сорт. Были и люди, откровенно Россию ненавидевшие. А тут знаменитый гонщик крутит баранку "Самары".

Джеки Икс побеждал на "Ладе" в крупных международных ралли

Икс объяснил все по-честному. Он за то, чтобы контакты между самыми разными странами развивались. И если мог здесь в чем-то помочь, то помог. Да, "Лада" только набирает скорость, в мире больших гонок не так известна. И это для него, погонявшего на многих марках, интереснейший вызов. Сев за руль, он не знал, сможет ли сражаться с конкурентами. Но сел и смог. Действительно есть недоделки. Тут надо понять: он гоняет не на машине, сошедшей с заводского конвейера. Это прототип с новыми аэродинамическими обвесами, более современным двигателем. Усовершенствованный, подготовленный специально для испытаний на выносливость, и это ему, побеждавшему и до этого в суточной гонке Ле-Мана, по душе. Он чувствует себя не конструктором, а испытателем, пытающимся узнать обо всем, что можно из "Лады" выжать. А машина по-настоящему неплохая. Особенно в гонках по бездорожью, в ненастную погоду. И какие еще производители готовили свой автомобильный продукт для езды в снег и лед? Здесь с "Ладой" может соперничать только одна шведская марка.

Икс никакой не левый, не марксист. Сел за руль не из-за симпатий к социализму. Было желание доказать, что "пилот способен выжать из машины то, о чем она сама даже не предполагает". И он справился. В удаче продаж "Лады" в Европе есть и заслуга Джеки. За свою работу он получал достойное вознаграждение от фирмы и еще призовые. У других пилотов они были больше или никак не меньше.

Николай Долгополов презентовал на ММКЯ книгу "Моррис и Леонтина Коэны"

Икс закончил профессиональную карьеру в 1992-м. До этого, в 1991 году, на "Ралли Фараонов" произошла трагедия. Не было в ней никакой вины ни пилота, ни его штурмана Кристиана Тарэна. Автомобиль на 150-километровой скорости наскочил на камень, непонятно откуда появившийся. Машина загорелась. Икс успел выбраться, а его друг Кристиан получил сильные ожоги и через три дня скончался. Через год Икс снова вышел на старт этого ралли. В знак памяти о погибшем товарище всю гонку он провел один, без штурмана.

/ GettyImages

"Лады" покоряли Францию

В 1970-1980-х предприниматель Жан-Жак Пок поставил продажу "Лад" на поток. В Париже они попадались редко. А в провинции - на каждом перекрестке. Едешь по какому-нибудь шоссе, а на обочинах вдоль виноградников сплошь припаркованы такие родные наши "Ладушки". На авторутах регулярно попадались огромные павильоны надписями "Лада - Пок". И было таких салонов около 350. Машину брали благодаря дешевизне и неприхотливости в эксплуатации.

Потом Пок пытался перейти и на продажу других наших моделей. Не получилось. Но все равно приятные воспоминания остались.

А рассказывать о великом Джеки Иксе мне вдвойне приятно.

История