Сейчас все будет определяться тем, какую динамику расходов предполагает Минфин, как будут использоваться дополнительные доходы от повышения НДС и прочих налоговых новаций и какая будет политика в плане бюджетного дефицита: будет ли он сокращаться либо останется на уровне текущего года.
Наверное, наиболее значительная часть документа - это повышение ставки НДС. Опыт такой уже был, ставка уже повышалась в недавнем прошлом. Есть некоторые риски такого решения, но, во-первых, они будут не одномоментные, а растянуты во времени, во-вторых, они по-разному отразятся на разных доходных группах, так как у людей с разными доходами разная структура потребления.
С этой точки зрения сохранение льготных ставок, например, на продукты питания или детские товары как раз сыграет в пользу тех групп, у которых низкие доходы, у которых большая доля расходов на продукты питания. В остальном эти новации больше касаются бизнеса, чем населения. К примеру, повышение налогообложения букмекеров достаточно узкая тема, которая не затронет подавляющую часть россиян.
Если говорить о расходной части проекта бюджета, то из тех данных, которые сейчас доступны, выделены три основных приоритета. Во-первых, социальные расходы, в том числе на семьи с детьми и их поддержку. И в этом плане вообще все, что связано с "социалкой", в макроэкономическом смысле благоприятно влияет на экономику. Во-вторых - оборонные расходы, в-третьих - финансирование национальных проектов.
Нужно учитывать также заложенные в расходы меры по поддержке семей участников СВО. Здесь можно также отметить, что любая поддержка доходов населения трансформируется в конце концов в рост доходов напрямую и, соответственно, в рост расходов, если сберегательная модель населения не направлена на повышение сбережений, а направлена на реализацию текущего отложенного спроса.