Жулики от медицины
Момент был выбран удачно - мало кто из нас утром в выходной ждет подвоха. Да и тема важная: кто захочет остаться без полиса, да еще и возиться потом с повторным прикреплением к поликлинике. А я еще и к врачу был записан... О такой уловке жуликов раньше слышать не доводилось, но насторожился довольно быстро - разве есть у полисов срок действия? Вот у банковских карт есть, он там прямо указан, а на полисе ничего такого вроде нет... Но мошенник на том конце провода уже ушел дальше - для пущей убедительности назвал мои паспортные данные и адрес прописки, но тут вышел главный прокол. Адрес оказался старым, видимо, информационная база у жуликов оказалась не первой свежести.
Дальше началась стандартная песня: оператор заявил, что для обновления срока действия полиса он направит мне СМС с кодом, который ему надо будет назвать. Делать я это отказался и сказал, что сам приду в страховую разобраться. Тут тон собеседника стал куда суровее: мол, в таком случае полис он заблокирует сразу, а на его перевыпуск уйдет много времени. Я наигранно сдался и действительно получил код в СМС, судя по всему, с его помощью мошенники хотели получить доступ к личному кабинету на портале Госуслуг. Называть цифры снова отказался, после чего жулик, видимо, решив, что потратил на меня слишком много времени, огорченно заявил, что мне надо лечиться, и отключился. Я даже пробовал перезвонить, но трубку не взяли, а через пару дней номер и вовсе заблокировали.
Простой поиск в Сети показал, что мой случай не уникальный - жулики используют эту схему не так давно и делают это успешно. Все привыкли, что мошенники обычно представляются банковскими работниками, на худой конец силовиками, и ведут разговор про деньги. А тут звонок чуть ли не из поликлиники, речь о здоровье. Люди теряют бдительность. Особенно пенсионеры - они у врачей частые гости, так что полис ОМС для них самый важный документ. Как его потерять! Кроме того, люди не видят опасности, ну что можно украсть с помощью полиса.
Но он нужен мошенникам лишь как предлог. С его помощью они хотят выманить у вас код для входа на портал Госуслуг или в онлайн-банк, а там дело техники: снимут что можно со счетов, да еще оформят кредиты. Останется у вас только злосчастный полис. Потом могут еще и напугать финансированием условных террористов и попытаться забрать последнее уже под этим предлогом.
Мой звонок в страховую, кстати, подтвердил опасения - никаких сроков действия у медицинских полисов нет, продлевать или менять их не нужно и от поликлиники вас никто открепить не сможет. По реакции оператора страховой было ясно, что звонят им с такими вопросами нередко.
Письмо с секретом
Впрочем, правоохранители говорят, что в последние месяцы подход жуликов принципиально изменился. Они все реже звонят своим жертвам - сказываются усилия сотовых операторов, которые блокируют вызовы с подозрительных номеров. Теперь мошенники чаще пишут письма и сами заставляют им звонить. Так и у операторов подозрений нет, и человек теряет бдительность - сам ведь позвонил, какой тут подвох?
В профильном управлении МВД - киберполиции - говорят, что это сейчас самая распространенная уловка. Сначала на электронную почту, в СМС или мессенджер приходит сообщение с иллюзией угрозы. "Это может быть взлом Госуслуг, утечка данных, несанкционированный доступ, - перечисляют в ведомстве. - Потом придет сообщение, в котором гражданину подкинут номер, звонок по которому решит проблему. Вот только этот номер приведет напрямую в кол-центр мошенников".
В качестве примера правоохранители приводят фейковое сообщение от Госуслуг - там жертве сообщили, что кто-то выгрузил информацию о ней из личного кабинета. Если это, мол, были не вы, звоните, вот телефон! Но если присмотреться, то подделку можно распознать. Во-первых, нестандартный отправитель. Поддельные сообщения приходят с личных аккаунтов в мессенджерах, email-адресов или номеров, не имеющих отношения к официальным. А еще в письмах вас обычно торопят и нагнетают обстановку: "срочно", "необходимо", "обязательно" и так далее. Наконец, в фейковых сообщениях нередко встречаются ошибки, неформальное обращение и неделовой тон.
Совет здесь, в общем, всего один: получив такое письмо, не спешите принимать его за чистую монету. Оно вообще могло попасть в спам, прийти на заброшенный ящик, вы могли увидеть его через неделю после получения. Написано, что письмо из банка? Позвоните в банк по официальному номеру, а не по тому, что указан в письме.
Вообще, в любой подобной ситуации лучше звонить по официальному номеру туда, откуда вас якобы беспокоят. Мне, например, в страховой сразу же заявили, что звонили мне мошенники, а страховщики подобным не занимаются. Да я и сам не мог припомнить, чтобы мне по какому-то поводу звонили страховщики из-за ОМС.
Столичные власти запустили бесплатный сервис по защите от кибермошенников - это Telegram-бот, в который любой желающий может загрузить свою переписку с предполагаемыми жуликами, отдельные письма и даже голосовые сообщения.
Бот мгновенно проверит информацию с помощью искусственного интеллекта и скажет, с какой вероятностью вы общаетесь с мошенниками.
Бота создали в рамках проекта "Перезвони сам" департамента информационных технологий Москвы, он помогает обезопасить себя от мошенников, аккумулируя информацию об их приемах и способах защиты.
Мошенники часто прикидываются не только банковскими сотрудниками или силовиками, но и коммунальщиками - газовиками, водопроводчиками, электриками. Чтобы не стать их жертвой, нужно помнить об одном - настоящие коммунальщики крайне редко приходят без вызова и не занимаются рекламой и продажей услуг или оборудования. Поэтому если к вам без спроса пришел якобы электрик, а то и младший научный сотрудник некоего НИИ метрологии и предлагает заплатить ему денег - смело захлопывайте дверь. А если что-то подобное предлагают в объявлении - позвоните в свою управляющую компанию и уточните, в чем дело.