25.09.2025 05:21
Сахалинская область

На Сахалине проводится коренная трансформация инженерного образования

На Сахалине проводится коренная трансформация инженерного образования
Текст:  Елена Баева
Российская газета - Спецвыпуск: Нефть и газ Сахалина №217 (9756)
Этого требует не только время, но и островная изолированность региона.
Читать на сайте RG.RU

Остров - не материк

В стенах Сахалинского госуниверситета работает передовая инженерная школа "Инженерия островов" - уникальная кузница кадров, отвечающая самым высоким мировым стандартам. Островной регион предъявляет особые требования к технологическим решениям и ставит перед инженерами нестандартные задачи. Применение шаблонных подходов здесь зачастую оказывается неэффективным, что требует разработки инновационных стратегий и методов.

ПИШ сосредоточена на решении ключевых технологических и экономических задач, стоящих перед Сахалинской областью и другими изолированными территориями Российской Федерации. В фокусе внимания школы - развитие энергетики, в том числе водородной, реализация шельфовых проектов, разработка беспилотных летательных аппаратов, функционирующих на водородном топливе, включая морские беспилотники, развитие беспилотной морской логистики и создание водородного транспорта. Все эти направления соответствуют мировым тенденциям в области экологически ориентированной экономики и стратегическим приоритетам государственной политики Российской Федерации.

Кадры "с пеленок"

Первые наборы на программы ПИШ продемонстрировали значительный интерес со стороны абитуриентов. В отличие от традиционных инженерных направлений абитуриенты и их родители видят в программах ПИШ перспективные возможности для профессионального развития. В процессе обучения студенты проходят стажировки, участвуя в реализации конкретных задач проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" и других, реализуемых партнерами СахГУ.

Работа по популяризации инженерного образования начинается с создания специализированных инженерных классов в общеобразовательных школах под эгидой СахГУ и его индустриальных партнеров. Данный подход позволяет готовить кадры, ориентированные на конкретные образовательные программы, практически со школьной скамьи. Выявление талантливых учащихся происходит в рамках региональных инженерных олимпиад и хакатонов, победители которых получают преференции при поступлении в СахГУ. Для работы с выпускниками школ на Сахалине функционирует СахалинТех.Алаид - Дальневосточный Сириус, представляющий собой предуниверсариум, где применяются передовые практики работы с одаренными детьми, осознанно выбирающими уникальную и перспективную карьеру в инженерной сфере.

Теоретики и практики

Бизнес напрямую участвует в формировании стратегии ПИШ. В ее наблюдательный совет входят представители руководители компаний-партнеров - "Сахалинской Энергии", "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск", ГПБ, "Сбера".

Образовательные программы создаются совместными рабочими группами из преподавателей СахГУ и ведущих специалистов компаний, что гарантирует их соответствие реальным потребностям производства. И вуз, и бизнес заинтересованы в едином результате - подготовке высококлассного инженера, который с первого дня может включиться в работу над сложными проектами.

Через модель ПИШ вуз перешел от эпизодического контакта с бизнесом к глубокой интеграции и совместному созданию образовательного продукта. Бизнес выступает не как заказчик кадров, а как соинвестор, соразработчик и соисполнитель образовательного процесса. Это живая, развивающаяся экосистема, а не набор бумажных договоров.

Al вместо штангенциркуля

В переформатировании нуждается не только инженерное образование, но и работа с молодежью по его популяризации. Этой цели служат кванториумы, технопарки, проектные школы, реальные кейсы компаний.

Университет активно перестраивает свою профориентационную работу. Современный технический специалист прежде всего иноватор, в руках которого вместо штангенциркуля цифровые технологии: VR/AR, Big Data, искусственный интеллект.

Современная молодежь хочет видеть в своей работе смыслы, когда результат их труда меняет мир к лучшему. Проект по созданию водородного двигателя или подводного робота дает такое ощущение.

Уникальный эксперимент

В Сахалинской области осуществляется пилотный проект по достижению углеродной нейтральности. Полевые испытания водородного оборудования проводятся на экспериментальной площадке СахГУ. Отрабатывается вся цепочка: получение электроэнергии от ВИЭ - ветрогенераторов или солнечных панелей, электролиз, хранение, использование, например, в топливных элементах для генерации электроэнергии или в качестве топлива для транспорта.

Главная цель эксперимента - проверить работу комплекса в условиях сахалинского климата. Эти бесценные данные нельзя получить в лаборатории. Технология подтверждает свою работоспособность. Сейчас идет этап сбора данных и оптимизации КПД установки, ее надежности и безопасности. Выбор в пользу воды, а не газа, как источника получения водорода, сделан по нескольким причинам. Смысл развития водородной энергетики на Сахалине - декарбонизация. Значит, требуется зеленый водород без выбросов СО2. В удаленных поселках часто нет доступа к магистральному газу, но есть избыток ветра, приливов и солнца. Электролиз позволяет использовать эти ресурсы для производства чистого топлива на месте, избегая дорогой логистики.

Сахалинская область