История, которая чем-то напоминает сюжет фильма "Терминал" с Томом Хэнксом, началась в международном аэропорту Пусана Кимхэ 27 апреля. Мужчина в возрасте около 30 лет прилетел в Корею и подал заявление на получение статуса беженца. По его словам, он бежал от политических репрессий после протестов против военной диктатуры в Гвинее. Министерство юстиции Республики Корея, однако, даже не взяла его дело к рассмотрению, назвав его объяснения "малодостоверными". Возвращаться домой он отказался и с тех пор живет в транзитной зоне аэропорта - без нормальной еды, одежды и условий.
Правозащитники из объединенного комитета по правам мигрантов Кореи забили тревогу: в нарушение собственного закона о беженцах корейские власти не предоставили мужчине элементарных условий содержания. Выяснилось также, что гвинейцу более пяти месяцев подряд каждый день - на завтрак, обед и ужин - выдавали только гамбургеры и больше ничего. Фото такого "стабильного меню" правозащитники опубликовали в СМИ.
Суд Пусана, куда гвинеец подал апелляцию, поддержал истца и обязал иммиграционную службу отменить решение об отказе в рассмотрении дела. Впрочем, нельзя говорить о победе. До окончательного вердикта высших инстанций гвинеец продолжит жить в стеклянной клетке аэропорта, а власти РК известны тем, что очень неохотно одобряют прошения об убежище.
В отличие от Инчхона, где подобные заявители хотя бы переводятся во временные центры, в Кимхэ таких помещений просто нет. Высока вероятность, что "испытание гамбургерами" продолжится.
По данным правозащитников, этот случай далеко не уникален. Многие иностранцы, добивавшиеся убежища в Корее, рассказывали об унизительных условиях содержания и откровенной бюрократической волоките. "Сеул требует гуманного обращения с задержанными в США, но сам к людям относится как к чемоданам, которые задержались на выдаче багажа", - отмечают юристы.
Один из находившихся ранее в центре задержания в Инчхонском аэропорту россиян не удивился рассказам про кормежку исключительно гамбургерами.
"У корейской иммиграционной службы очень специфические понятия о том, что должны есть иностранцы. Мало того, что меня и еще несколько россиян несмотря на наличие электронного разрешения К-ЕТА на въезд, обратных билетов, денег и брони гостиницы без объяснений просто развернули, отказав во въезде в Корею, но потом нас кормили, пока мы ожидали обратного рейса, исключительно круассанами и молоком. Наверное, я всю жизнь теперь будет ненавидеть круассаны, - сказал он корреспонденту "Российской газеты". - Корейцы сильно жаловались и возмущались по поводу того, как с их рабочими обходились сотрудники американских иммиграционных служб, но у них самих не лучше. Потому я не удивлен тому, как обходятся с гвинейцем. Нас тоже пичкали одной и той же едой, отказывались что-то пояснять. Не хочется обобщать про всю Корею и корейцев, но иммиграционная служба РК, ее сотрудники оставили весьма неприятное впечатление".