Режиссер спектакля - Анна Гусева, сегодня постоянно сотрудничающая с musicAeterna Теодора Курентзиса и возглавившая танцевальное направление коллектива musicAeterna Dance. Гастроли прошли в рамках совместного проекта "Новой оперы" и Московского музея современного искусства (ММОМА) "Музей в опере / Опера в музее" как прелюдия 35-го юбилейного сезона, который будет посвящен 80-летию со дня рождения основателя "Новой оперы", дирижера Евгения Колобова.
По первоначальному замыслу планировалась, что "Страсть" станет первым совместным проектом театра и фестиваля, но пока общей работы не получилось. Хотя совместные проекты - не редкость для театра. У "Новой оперы" уже был опыт копродукции с Пермским театром оперы и балета, результатом оказалась нашумевшая постановка оперы Вагнера "Летучий голландец", осуществленная Константином Богомоловым. А также с Нижегородским оперным театром, когда в формате semi-stage была представлена "Волшебная флейта" Моцарта. Это особенно важно и интересно, когда интенсивные зарубежные контакты в сфере классической музыки значительно сократились.
"Страсть" создавалась как мультижанровый спектакль со сложной и многоплановой сценографией специально для постановки 2024 года в Перми на Заводе Шпагина - традиционном месте проведения перформансов Дягилевского фестиваля. Однако постановка органично вписалась в рамки классической театральной сцены. Так же как и в пермской версии, в московской постановке действие разворачивается параллельно в разных местах сцены: зритель одновременно видит солистов, ведущих диалог, немые бытовые сцены, аллегорические картины и танцевальные этюды.
Опера Дюсапена вдохновлена мифом об Орфее и Эвридике. Солистов на сцене двое - Он и Она. Помимо них есть и Другие - хор musicAeterna, находящийся за сценой, превращается в хор из античных трагедий и комментирует действие. В опере также принимают участие танцоры труппы musicAeterna Dance, вносящие в призрачную и метафорическую "Страсть" реальное измерение - элемент телесности. Насыщенный и разнообразный визуальный ряд постановки контрастирует с проникновенной музыкой. Однако затем из нескольких картин складывается единый образ страсти - как сложного и необъяснимого движения человеческой души, имеющего множество проявлений.
В рифму к постановке в фойе "Новой оперы" открылась выставка "Референсы". Тут театр имени Евгения Колобова действительно превратился в музей. Выставка и спектакль стали первой частью проекта "Опера в музее / Музей в опере", который театр делает совместно с ММОМА. Задача сотрудничества - расширить традиционные представления о жанрах искусства и привлечь новую аудиторию и в музей, и в оперу. Помимо выставок в рамках проекта планируется проведение образовательных мероприятий: лекций, дискуссий и творческих встреч, нацеленных на выстраивание диалога между зрителями и деятелями искусства.
Жаль только, что на выступления Теодора Курентзиса цены на билеты традиционно запредельно высоки и недоступны всем желающим. Однако все спектакли в небольшом зале театра прошли с аншлагом. К сожалению, musicAeterna уже давно представляет собой не нишевый независимый коллектив, а элитарное явление нашей музыкальной культуры.