27.09.2025 13:51
Культура

Курентзис представил постановку Дягилевского фестиваля в Москве

Текст:  Юлия Мишутина
В Московском театре "Новая опера" имени Е.В. Колобова прошли первые гастроли коллектива musicAeterna под управлением дирижера Теодора Курентзиса на этой столичной площадке. Для показа была выбрана постановка оперы "Страсть" современного французского композитора Паскаля Дюсапена, впервые представленная на Дягилевском фестивале в Перми в 2024 году.
/ Екатерина Христова
Читать на сайте RG.RU

Режиссер спектакля - Анна Гусева, сегодня постоянно сотрудничающая с musicAeterna Теодора Курентзиса и возглавившая танцевальное направление коллектива musicAeterna Dance. Гастроли прошли в рамках совместного проекта "Новой оперы" и Московского музея современного искусства (ММОМА) "Музей в опере / Опера в музее" как прелюдия 35-го юбилейного сезона, который будет посвящен 80-летию со дня рождения основателя "Новой оперы", дирижера Евгения Колобова.

По первоначальному замыслу планировалась, что "Страсть" станет первым совместным проектом театра и фестиваля, но пока общей работы не получилось. Хотя совместные проекты - не редкость для театра. У "Новой оперы" уже был опыт копродукции с Пермским театром оперы и балета, результатом оказалась нашумевшая постановка оперы Вагнера "Летучий голландец", осуществленная Константином Богомоловым. А также с Нижегородским оперным театром, когда в формате semi-stage была представлена "Волшебная флейта" Моцарта. Это особенно важно и интересно, когда интенсивные зарубежные контакты в сфере классической музыки значительно сократились.

"Страсть" создавалась как мультижанровый спектакль со сложной и многоплановой сценографией специально для постановки 2024 года в Перми на Заводе Шпагина - традиционном месте проведения перформансов Дягилевского фестиваля. Однако постановка органично вписалась в рамки классической театральной сцены. Так же как и в пермской версии, в московской постановке действие разворачивается параллельно в разных местах сцены: зритель одновременно видит солистов, ведущих диалог, немые бытовые сцены, аллегорические картины и танцевальные этюды.

Опера Дюсапена вдохновлена мифом об Орфее и Эвридике. Солистов на сцене двое - Он и Она. Помимо них есть и Другие - хор musicAeterna, находящийся за сценой, превращается в хор из античных трагедий и комментирует действие. В опере также принимают участие танцоры труппы musicAeterna Dance, вносящие в призрачную и метафорическую "Страсть" реальное измерение - элемент телесности. Насыщенный и разнообразный визуальный ряд постановки контрастирует с проникновенной музыкой. Однако затем из нескольких картин складывается единый образ страсти - как сложного и необъяснимого движения человеческой души, имеющего множество проявлений.

В рифму к постановке в фойе "Новой оперы" открылась выставка "Референсы". Тут театр имени Евгения Колобова действительно превратился в музей. Выставка и спектакль стали первой частью проекта "Опера в музее / Музей в опере", который театр делает совместно с ММОМА. Задача сотрудничества - расширить традиционные представления о жанрах искусства и привлечь новую аудиторию и в музей, и в оперу. Помимо выставок в рамках проекта планируется проведение образовательных мероприятий: лекций, дискуссий и творческих встреч, нацеленных на выстраивание диалога между зрителями и деятелями искусства.

Жаль только, что на выступления Теодора Курентзиса цены на билеты традиционно запредельно высоки и недоступны всем желающим. Однако все спектакли в небольшом зале театра прошли с аншлагом. К сожалению, musicAeterna уже давно представляет собой не нишевый независимый коллектив, а элитарное явление нашей музыкальной культуры.

Курентзис и musicAeterna триумфально представили "Страсть" Дюсапена в Москве
Музыка Танец