29.09.2025 20:08
Экономика

Эксперты оценили возможность введения невозвратных товаров на маркетплейсах

Текст:  Ольга Игнатова
Власти обсуждают введение невозвратных тарифов на некоторые товары, покупаемые россиянами через маркетплейсы. Об этом, в частности, заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Это может стать одним из способов защиты добросовестных предпринимателей от потребительского терроризма.
/ Михаил Метцель / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Сегодня по закону о защите прав потребителей у покупателя есть две недели, чтобы вернуть товар, даже не объясняя причину. Но только товар должен быть не использованный. Нельзя, например, две недели носить туфли, а потом вернуть их, как разонравившиеся.

Как считает доцент кафедры логистики Финансового университета при Правительстве РФ Денис Жильцов, при введении любых новых ограничений, связанных с торговлей потребительскими товарами, действовать необходимо осторожно, так как грань между защитой законных прав потребителей и так называемым потребительским терроризмом очень тонкая и возможное снижение покупательского спроса ударит по предпринимателям еще больше, чем злоупотребления некоторых потребителей.

Роспотребнадзор: Сервисы обязаны уведомлять потребителя о предстоящем платеже за три дня

"Для многих групп товаров уже действуют условия по невозможности возврата, например, на предметы личной гигиены, товары для лечения заболеваний, бельевые и чулочно-носочные изделия и т.д. Пока неясно, в какой форме будет реализовано введение "невозвратных тарифов" именно для платформенной торговли, и нет точного списка товаров, подпадающих под данные тарифы, поэтому следует дождаться более точной информации, о каких товарах идёт речь", - считает Жильцов.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый труд" Мария Коледа, в свою очередь, подчеркивает: основная причина таких инициатив - участившиеся случаи недобросовестного поведения некоторых покупателей. Например, люди могут заказать одежду для однократного мероприятия или технику для краткосрочного проекта, а потом вернуть товар. По данным исследований, с подобными ситуациями в прошлом году столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Для малого бизнеса это ощутимые убытки - приходится платить за пересылку, комиссии и обработку возвратов.

Однако, по мнению эксперта, нечестные продавцы могут специально завышать обычные цены, чтобы подтолкнуть покупателей к выбору варианта со скидкой без возврата. Кроме того, при онлайн-шопинге отсутствует возможность примерить или посмотреть товар вживую, поэтому право вернуть покупку было важной гарантией для покупателей. Новые правила могут отпугнуть осторожных людей и замедлить рост всего сектора электронной коммерции, считает Коледа.

Чтобы минимизировать риски, предлагается четко определить список товаров, которые нельзя будет вернуть. В него могут войти предметы гигиены, нижнее белье, скоропортящиеся продукты или вещи, сделанные на заказ. При этом право вернуть бракованный товар должно сохраниться в любом случае. "Также важно, чтобы предупреждение о невозвратности было четким, заметным и повторялось на всех этапах покупки", - подчеркнула эксперт.

Верховный суд разъяснил, как рассчитать потребительский штраф
Товары и цены