Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков в своей речи на Генассамблее также напомнил о Хартии, которую предложил наполнить содержанием и принять президент республики Александр Лукашенко. "Мы призываем все европейские государства подключиться к этому процессу и проявить такую же ответственность, которую продемонстрировали наши предшественники полвека назад (глава МИД Беларуси имел в виду Хельсинский акт - итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 году 35 государствами. - Прим. "РГ"). "Альтернативы такому диалогу нет, - считает белорусский министр. - Нужно избавиться от предубеждений и сесть за стол переговоров". Руководители российского и белорусского дипломатических ведомств в выступлениях на Генассамблее подчеркивали: реставрация евроатлантической модели обеспечения безопасности в прежнем виде невозможна.
Что представляет Евразийская хартия, к подготовке которой Россия и Беларусь призывали присоединиться страны региона с ооновской трибуны? Этот документ, по мнению Минска, должен помочь евразийским государствам преодолеть нынешний глобальный беспорядок и построить региональный порядок, основанный на нормах международного права. Как написал в своей статье, посвященной Хартии, Максим Рыженков, "Хартия должна быть местным процессом, то есть усилием, в котором участвуют только страны Евразии, поскольку "местные субъекты" лучше других знают собственные интересы, способны определять общие цели и средства их достижения, а затем эффективно реализовывать совместно взятые обязательства". По мнению Минска и Москвы, переговоры следует открыть для всех евразийских государств - они все должны быть заинтересованы в мирном и процветающем суперконтиненте. В экономическом плане, как пишет Рыженков, Хартия поможет евразийским государствам "уйти от западноцентричной экономической взаимозависимости, которую Запад использовал в качестве оружия против своих оппонентов". Постоянный представитель России при отделении ООН в Женеве Геннадий Гатилов в феврале 2025 года напомнил о видении архитектуры евразийской безопасности, которую изложил, выступая в МИД России 14 июня 2024 года, президент Владимир Путин. Российский лидер говорил о том, что система евроатлантической безопасности не просто находится в кризисе - она потерпела крах. И настало время для совершенно новой концепции безопасности Евразии.
Идея формирования Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке, как ключевой части евразийской архитектуры безопасности, гармонично сочетается с Глобальной инициативой в сфере безопасности, выдвинутой председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Ее ключевой принцип - необходимость устранять коренные причины конфликтов, будь то на Ближнем Востоке, Балканах, Украине или в Юго-Восточной Азии, для создания более справедливого мироустройства и подлинной многосторонности. В своем выступлении на Генассамблее премьер государственного совета Китая Ли Цян также упоминал об этом подходе Пекина к вопросам безопасности. Новая архитектура евразийской безопасности, как ее видят в Москве и Минске, не направлена против кого бы то ни было. Напротив, в ее основу будут положены принципы суверенного равенства государств-участников и уважения законных интересов друг друга, как это следует из устава ООН. Если смотреть в целом, то российско-белорусское предложение странам Евразии присоединиться к Хартии и китайский подход к неделимой безопасности образуют зримый эффект синергии, когда геополитические документы не просто сочетаются - усиливают и дополняют друг друга, образуя целостный подход к решению проблемы. С точки зрения Москвы, Хартия могла бы стать своего рода нормативной базой архитектуры евразийской безопасности, сформировать "рамки" межгосударственных отношений на евразийском пространстве.
Хотя на Генассамблее ООН главы российской и белорусской делегаций встречались не часто - такие "пересечения" планировались на неформальной встрече ОДКБ и встрече Друзей устава ООН. Однако последнее мероприятие было отменено в связи с высокой переговорной загруженностью участников. Но если судить по выступлениям российского и белорусского министра, многие поднятые ими на Генассамблее темы перекликались друг с другом. Помимо продвижения на ооновской площадке Хартии многополярности и многообразия Лавров и Рыженков уделили внимание в своих выступлениях отказу Запада соблюдать принцип невмешательства во внутренние дела, санкциям, которые превратились в главный инструмент западной дипломатии и имеют, как сказал Лавров, одну суть: "подавить и запугать конкурентов в мировой экономике и политике".
"Посмотрите, что делают наши соседи на границе Беларуси и России, - закладывают мины, возводят стены, оборонительные линии, натягивают колючую проволоку, создают у населения впечатление надвигающейся угрозы от варваров с востока", - обрисовал психоз Запада Рыженков. Он, в частности, предложил руководству ООН зарезервировать место на лужайке у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке рядом с куском берлинской стены. И впоследствии перенести туда возводимую сегодня европейскими странами часть "европейской стены" с указанием ее протяженности и числа погибших при попытке ее пересечь людей - мигрантов, надеявшихся попасть в так называемый европейский сад.
Белорусский и российский министры призвали к расширению числа постоянных членов Совбеза ООН за счет развивающихся стран, напомнили о боевом братстве со всеми союзниками, кто во время Великой Отечественной и Второй мировой войны был на стороне правды в борьбе с силами зла. Они в своих выступлениях поддержали Венесуэлу, которой американская администрация угрожает военным вторжением под предлогом борьбы с наркотрафиком, и Кубу, по-прежнему находящуюся более 60 лет в торговой блокаде со стороны США и внесенную Вашингтоном в пресловутый список стран - спонсоров терроризма. "Выступаем за сохранение Латинской Америки и Карибского бассейна в качестве зоны мира и сотрудничества", - заявил на Генассамблее Сергей Лавров. А его белорусский коллега процитировал с ооновской трибуны итальянского философа Антонио Грамши: "Старый мир умирает, а новый борется за свое рождение".
Поддержанная Россией и Беларусью Евразийская хартия многополярности и многообразия в XXI веке и есть то самое "рождение", которое формирует новый миропорядок силами стран Глобального Юга, позволяет сбросить оковы европейского превосходства. По мнению Лаврова, корень проблем - непрекращающиеся попытки разделить мир на "своих" и "чужих", на тех, кто за "столом" и кто в "меню", на "цветущий сад" и "джунгли". Тогда как российско-белорусская Хартия выступает за беспрекословное следование принципу равенства, в котором, по словам российского министра иностранных дел, "залог того, что все страны смогут занять достойное место в мироустройстве - независимо от их военной мощи, количества населения, размера территории и экономики".