С идеей построить дорогу буквально над водохранилищем еще в 2024 году выступил президент КР Садыр Жапаров. Реализация такого проекта сократила бы протяженность пути между двумя крупнейшими городами страны - Бишкеком и Ошом - примерно на 80 километров. Существующая трасса огибает Токтогулку по большой дуге, проезд по которой занимает около часа.
В декабре прошлого года в Кыргызстане заявили о том, что начали поиск инвесторов. Однако вплоть до сентября 2025-го большого интереса к реализации масштабного проекта в горах республики никто не проявлял, пока в Бишкек не прибыли представители группы российских компаний, которая считается одним из заметных в РФ игроков в сфере реализации инфраструктурных проектов.
Делегаты уже нанесли визит директору Центра государственно-частного партнерства при Национальном агентстве по инвестициям Нурбеку Анарбекину. На ознакомительной встрече российские делегаты заявили об интересе к участию в строительстве 24-километровой восточной объездной дороги Бишкека, северного железнодорожного обхода столицы и непосредственно вантового моста через Токтогульское водохранилище. Проекты планируется реализовать в формате государственно-частного партнерства с участием местной компании.
По словам старшего эксперта отдела подготовки и привлечения проектов Центра государственно-частного партнерства при Нацагентстве по инвестициям КР Санжара Момбекова, это была первая встреча с потенциальными партнерами по проекту вантового моста.
- В целом, впечатления от встречи положительные, - рассказал Момбеков корреспонденту "РГ". - Россияне прилетели с серьезными намерениями. Конкретную оценку проектов и возможности их реализации можно будет дать только после изучения детальной документации по этим предложениям. Мы, в свою очередь, оказали процедурные консультации по реализации инвестиционных инициатив в соответствии с законодательством республики.
По данным пресс-службы "Нацпроектстроя", группа компаний готова выделить в упомянутые проекты более 200 миллионов долларов.
- Кыргызстан - один из стратегических партнеров России, - заявил заместитель генерального директора ГК по коммерции Дмитрия Болотского. - При этом сотрудничество между странами продолжает успешно развиваться. Один из ключевых аспектов в этой связи - создание нового мультимодального транспортного коридора. "Нацпроектстрой" обладает необходимыми компетенциями и опытом, чтобы реализовать ряд предложенных инициатив, направленных на модернизацию транспортной инфраструктуры Кыргызской Республики.
Также, по словам Болотского, совместные усилия позволят Кыргызстану не только упростить экспорт, но и стать ключевым транзитным центром для транспортировки грузов в Центральной Азии.
Протяженность автотрассы от Бишкека до Оша, пролегающая вокруг Токтогульского водохранилища, составляет около 600 километров. Путь из одного города в другой отнимает в зависимости от сезона и других условий от семи и более часов.
Кстати
Есть еще одна заинтересованная сторона в реализации проекта по строительству моста через Токтогульское водохранилище - Экспортно-импортный банк Южной Кореи. Вопрос обсуждался на встрече главы представительства финансовой организации в Ташкенте Кангом Сангжином с замминистра транспорта и коммуникаций КР Бекназаром Базаралиевым. По итогам встречи стороны решили, что в ближайшее время в республику направится оценочная миссия из Кореи для дальнейшей проработки вопроса.