В этом году исполняется ровно 85 лет с момента создания системы среднего профессионального образования (СПО) - 2 октября 1940 года был принят указ Верховного совета СССР о государственных трудовых резервах. За время существования СССР в Ленинграде - Петербурге было создано более сотни училищ и техникумов, готовивших кадры для отечественной промышленности, успешно работающих и сегодня. Поэтому в городе на Неве запущена масштабная программа реконструкции и обновления материально-технической базы городских учреждений СПО. Параллельно идет совершенствование образовательных программ, которые должны соответствовать современным вызовам времени.
- Петербург - город промышленный. Всем нашим отраслям нужны кадры, и система среднего профессионального образования успешно решает эту стратегическую задачу, - подчеркивает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. - Но нам необходимо не только сохранить достигнутые результаты, но и наметить пути развития - наш город во многом определяет общий уровень российского образования, в петербургских вузах, колледжах и школах учатся ребята со всей страны. От того, как мы в Петербурге подготовим молодежь, зависит будущее России.
Вслед за высоким петербургским стандартом в строительстве школ - обязательно с бассейном, спортивным комплексом, мастерскими - в соответствии с новыми современными требованиями проводится и капитальный ремонт учреждений СПО. Пионером стал Колледж судостроения и прикладных технологий на Кронштадтской улице. Здание 1965 года постройки увеличили почти в два раза, колледж получил просторные учебные кабинеты и мастерские с новейшим оборудованием, где будут готовить мастеров в том числе по "цифровым" специальностям: "цифровые двойники", "информационная безопасность", "блокчейн-технологии".
Также в этом году после ремонта открылся колледж Метростроя, на очереди - обновление колледжа "Звездный" и Академии креативных индустрий "Локон".
Для того чтобы молодые специалисты с первых дней работы включались в производственные процессы, в Петербурге разработана технология "образовательных заводов". Первый открыло промышленное предприятие "Силовые машины" совместно с правительством Санкт-Петербурга и Электромашиностроительным колледжем. Ребята выполняют заказы компании, а заодно получают реальный опыт работы. Например, сейчас они трудятся над узлами гидрогенераторов и турбогенераторов завода "Электросила" (входит в "Силовые машины").
Еще один вариант подготовки специалистов "под ключ" - концепция "колледж-завод". В данном случае образовательная организация сможет принимать и выполнять заказы бизнеса, то есть решать разноплановые задачи. По мнению Дмитрия Ковалева, директора Академии цифровых технологий и общественного представителя Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов по направлению "Образование и кадры" в Санкт‑Петербурге, "такая модель рождает новые требования к колледжу - не только как к образовательной организации, но и как к участнику бизнеса".
Вбирая все самое лучшее из системы профессионального образования времен СССР, Петербург оценил и кооперацию, которая расширяет возможности всех участников схемы. В рамках федерального проекта "Профессионалитет" в городе созданы уже четыре образовательно-производственных полигона: машиностроительный (на базе Электромашиностроительного колледжа), автомеханический (на базе Автомеханического колледжа), автоматизации производства (на базе Колледжа автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем), педагогический (на базе Петербургского педагогического колледжа имени Н.А. Некрасова"). А городской образовательно-производственный полигон "Центр инженерных компетенций" - это пространство, которое позволяет синхронизировать систему профобразования с потребностями промышленных предприятий города.
Петербург также принимает участие в эксперименте по упрошенной государственной итоговой аттестации после девятого класса - школьники могут сдавать не четыре обязательных экзамена, а только два. При этом город гарантирует, что все желающие поступят на бюджетные места в учреждениях СПО по одной из наиболее востребованных в городе профессий. В утвержденном списке их 19, в том числе мастер общестроительных работ, столяр, электромонтажник, сварщик, станочник, слесарь, судостроитель, швея, повар, кондитер - так что выбор довольно велик.
- Эксперимент решает две основные задачи - упрощает ребятам доступ к профессии и обеспечивает экономику города и страны квалифицированными кадрами. Не все дети имеют склонность к теоретическим знаниям. Кто-то прекрасно умеет работать руками, а ремесленный талант не менее важен, чем научный или творческий, - отмечает Александр Беглов.
Сегодня в системе среднего профобразования Северной столицы работают 114 образовательных организаций, где обучаются почти 130 тысяч студентов. Только за последние пять лет город создал 6400 дополнительных мест в системе профобразования. Важная задача - сделать выбор профессии для молодых людей осознанным, чтобы средства бюджета не были потрачены впустую, а человек обрел дело всей жизни. Для этого в Петербурге внедрена единая модель профориентации, с посещением школьниками предприятий, встреч с преподавателями и студентами колледжей, участием в профпробах и мастер-классах, открываются профильные предпрофессиональные классы. В рамках нацпроекта "Образование" в Петербурге открыт центр цифрового образования детей "IT-куб" и десять центров "Инфинити", а с нынешнего года ежегодно будут открываться три технопарка "Кванториум" и шесть центров "Инфинити" (сейчас их уже 33). А в целом город последовательно работает над выполнением цели "кадры для технологического лидерства": в Губернаторскую программу развития Санкт-Петербурга входят несколько региональных проектов, в том числе "Все возможности детям", "Забота о людях серебряного возраста", "Наука и новые технологии".
Санкт-Петербург - столица Всероссийского чемпионата профмастерства "Профессионалы", вот уже три года подряд он неизменно принимает финал конкурса. А по количеству его наград город на Неве входит в ТОП-3 регионов России в рамках медального зачета.
Также в Северной столице уже десять раз проходил региональный чемпионат по профмастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс".