Как отмечают в минюсте, действующая сегодня в Кыргызстане модель удостоверения и регистрации сделок с недвижимостью сталкивается с рядом системных проблем, затрудняющих ее эффективное функционирование. "Для повышения эффективности и качества оказания государственных услуг в соответствующей сфере, а также с целью реализации принципов доступности, прозрачности и цифровизации Государственному агентству по земельным ресурсам, кадастру, геодезии и картографии предлагается делегировать нотариусам право направления документов на государственную регистрацию", - рассказали в министерстве.
Нотариусы, объясняют в минюсте, как профессиональные участники сделок с недвижимостью уже непосредственно оформляют и удостоверяют договоры. Делегирование им права подачи документов в электронном виде на регистрацию позволит значительно сократить количество визитов граждан и предпринимателей в государственные органы, устранив лишние этапы и ускорив процесс оформления прав.
- Нотариусы уже используют электронные сервисы для удостоверения сделок. Их подключение к системе подачи документов на государственную регистрацию позволит усилить цифровизацию государственных услуг, повысить прозрачность и оперативность работы. При этом важно обеспечить сохранение права граждан обращаться либо напрямую в государственное агентство, либо через нотариусов. Такой подход учитывает различные потребности и предпочтения граждан, не ограничивая их возможности.
- Таким образом делегирование нотариусам права направления документов на государственную регистрацию способствует созданию более эффективной, удобной и прозрачной системы регистрации прав на недвижимость, - пояснили в минюсте.
Справка "РГ"
В 2024 году в Кыргызстане, по официальным данным, было проведено 47986 сделок с недвижимостью. Из них купля-продажа квартир - 27869, домов - 20117. По сравнению с 2023-м количество зарегистрированных сделок снизилось на 9,1 процента.