01.10.2025 17:00
Общество

В "РГ" обсудили важность популяризации гуманитарных и социальных наук

Текст:  Мария Агранович
В России - бум науч-попа. Различные блоги, каналы, где ученые, а иногда и не ученые стремятся сделать серьезную науку ближе и понятнее, собирают сотни тысяч подписчиков. Но, в основном, речь идет о тематике наук естественных и технических: квантовая физика, возникновение Вселенной, строение атома…
Читать на сайте RG.RU

Создается впечатление, что гуманитарные и социальные науки - философия, история, социология, культурология, филология - постепенно уходят на второй план: о них как будто не говорят, не продвигают, не стремятся популяризировать. Да и в вузах на первых ролях по количеству бюджетных мест - инженерные направления.

А ведь именно науки гуманитарного блока закладывают фундамент личности, помогают понимать значение событий в мире и искать свое место в жизни. Парадокс: чем сложнее и технологичнее становится мир, тем острее он сталкивается с вопросами, на которые не может ответить ни один алгоритм, но может человек, обладающий гуманитарным знанием.

Что такое гуманитарное знание сегодня - второстепенная история или роскошь, которую может себе позволить не каждый? Понимает ли это сегодняшняя молодежь, планируя свое будущее и карьеру? И как сделать эти науки ближе и понятнее? Обсудить эту проблему в медиацентре "Российской газеты" собрались эксперты: ректоры, историки, блогеры.

В "РГ" прошла пресс-конференция "Как продвигать гуманитарные и социальные науки"

Насколько сегодня гуманитарные направления популярны у абитуриентов? Могут ли они конкурировать с техническими?

Ольга Серова, первый проректор Псковского государственного университета: Можем с уверенностью сказать: ряд гуманитарных направлений смело конкурирует с топовыми технологическими направлениями. Например, лингвистика. В Псковском госуниверситете она последние годы - в абсолютном топе вместе со специальностью "Лечебное дело". Популярны и исторические, и социально-гуманитарные направления, близкие к педагогике, психологии. А есть такие специальности, как, например, теология. И пусть там невысокий конкурс, но там есть "свой" абитуриент, и это очень важно.

Ольга Ребковец, и.о. ректора Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга, президент фонда "Тотальный диктант": Очень многое зависит от вуза, его специфики и от того, какие научные школы там сформированы. В Камчатском госуниверситете традиционно сильно педагогическое направление. А еще наши историки - это, можно сказать, сформированный бренд, и мы всегда видим очень высокий спрос на это направление.

Есть комплексная программа исследований Камчатки, и когда мы ее собирали, было очевидно, что складывается несколько блоков. Вулканология и сейсмология - про безопасность в условиях опасных природных явлений. Изучение биоразнообразия - про экологическую безопасность Камчатки. Геотермальная энергетика как задача экономического развития. Эти блоки не вызывали ни у кого вопросов. А вот четвертый - блок гуманитарных исследований "Человек в экстремальных условиях Севера" - пришлось отстаивать и доказывать, что он необходим. Рада, что удалось. Он объединяет разные направления - психология, экономика, социология, лингвистика, история. Обеспечить благополучие человека - это не просто задача каждого региона, но и одна из ключевых задач стратегии социально-экономического развития, в нашем случае Камчатского края. И то, что направление вошло в программу, кажется, перезагрузило всю работу гуманитарных направлений в вузе. Появилось ощущение, что эти исследования нужны, на них есть глобальный запрос.

Александр Ветушинский, руководитель профиля "Гейм-дизайн" в Институте бизнеса и дизайна, популяризатор философии: Вспоминаю время, когда учился я, и, хотя это было не так давно, но авторитет и репутация гуманитарного знания были сильно ниже. Мы сейчас говорим, что гуманитарные науки, может быть, недостаточно представлены публично, но еще лет 10 назад никто вообще не думал, как они представлены.

Какие форматы сегодня наиболее эффективны для "подачи" гуманитарных наук?

Татьяна Хришкевич, доцент Псковского государственного университета: Эффективнее всего работают форматы, сочетающие традиционные подходы с современными технологиями. Я выделяю четыре основных критерия эффективности: междисциплинарность, доступность, эмоциональная вовлеченность и интерактивность. Например, в ПГУ ребята очень активно вовлекаются в создание различных тематических сайтов. Очень интересна сейчас работа с дополненной реальностью. И это не только использование VR-очков. Это и доступные через смартфон проекции различных исторических мест и проектов. А еще городские игры: когда в исторической тематике команды изучают город, ищут знаки и пр. Но здесь главное - не заиграться: в угоду желанию сделать что-то более ярким и интересным мы можем потерять содержание.

Один из примеров популяризации науки - Всероссийский фестиваль "#Вместе с российской наукой", который Псковский госуниверситет проводит при поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках Десятилетия науки и технологий. Для кого он и что дает молодежи?

Ольга Серова: Это серия научно-научно-популярных мероприятий, среди которых открытые научно-популярные лекции о выдающихся российских ученых, конкурс "Молодежь в науке", лекторий "Говорит ученый: о науке простым языком", школа молодых исследователей и многое другое. 10 регионов, около 400 тысяч участников очно и онлайн. С июня по октябрь мы рассказываем и о выдающихся ученых, о выдающихся изобретениях, рассказываем о науке простым языком.

Все материалы, которые сейчас накапливаются в рамках этого проекта, точно станут очень интересным научным методическим и образовательным ресурсом. Они все сохраняются в свободном доступе. И это точно будет востребовано: слушать лекции о науке становится модно.

Еще одна уникальная акция, которая вывела на новый уровень науку филологию - "Тотальный диктант". Сегодня это 112 стран, почти 1,5 миллиона участников. В чем секрет?

Ольга Ребковец: "Тотальный диктант" появился в Академгородке Новосибирского государственного университета - центре физики, математики и естественных наук. Но его основатель академик Михаил Лаврентьев понимал: не только гуманитарии должны получать качественную гуманитарную базу, но и "технари". И сейчас, в новой модели высшего образования, на которую вузы должны перейти к 2027 году, большое внимание уделено тому, чтобы на всех направлениях в принципе был качественный и мощный гуманитарный блок. Гуманитарная база - системообразующая данность, которая позволяет и химику, и физику видеть свой предмет гораздо шире и глубже. "Тотальный диктант" появился не как популяризация филологии, а как инициатива студентов с очень качественной гуманитарной базой, как внеучебная деятельность. Студенты гуманитарных направлений внезапно захотели заявить о себе физикам, химикам, математикам: давайте все дружно напишем что-то от руки, вспомним правила русского языка.

И это, как сегодня сказали бы, "зашло"! Потом уже появились яркие Блицопрос слоганы, вызовы, стали приглашать медийных персон на диктовку. В то время когда диктант только начинался, была мода на флешмобы. И это нам сильно помогло.

Важно, что русский язык в "Тотальном диктанте" - не просто школьный предмет. Здесь язык как ценность, объединяющая людей, которые могут жить в совершенно разных точках мира. Наша история, наш язык, наша общая ценность, то, что относится к каждому. И вот найти тот момент, который вовлекает каждого человека, относится к каждому, - это и есть большая задача популяризации всего гуманитарного знания в целом.

Сформулируйте принципы, которые помогут сделать гуманитарные науки сегодня интересными и живыми?

Ольга Ребковец: Человекоцентричность - это в основе любого гуманитарного знания. Роль личности, ярких исследователей в продвижении науки нельзя преуменьшить. Технологии, современные методы и коммуникация, которая позволит дотянуться до самой широкой аудитории.

Александр Ветушинский: Первое - личная вовлеченность. Часто это подразумевается само собой: мол, если человек хочет о чем-то рассказать, наверное, это его касается. Но это не всегда так. Если говорить, например, о философии, то многие вкуса к философии не чувствуют. Для них это что-то мертвое, древнее. И тогда философия превращается в музей, в какие-то памятники, гробницы. А чтобы это было чем-то живым, конечно, человек, который об этом рассказывает, должен сам быть в это вовлечен. Он должен чувствовать вкус к этому занятию. Иначе мы будем получать мифологию, а не популяризацию. Это будут мифы о гуманитарных науках, мифы о гуманитарных знаниях.

Второе - отказ от дисциплинарной гордыни: "мой предмет самый важный". Нужно понимать, что если люди не занимались философией, то они и не должны никому, тем более философам. Если ученый - историк, философ - хочет кого-то заинтересовать, то должен понимать: он встраивается уже в сложившуюся чью-то жизнь, где есть свои интересы, свои потребности, свои задачи. И задача популяризатора - не принудить к знаниям, а найти ключ к человеку. И понимать: на одной науке свет клином не сошелся.

Третье - методологизм. Без внимания к методологии исследования невозможно работать. Мы даем не картины мира, мы даем скорее инструменты их формирования. Если мы говорим о философии, объясняем, как строятся эти картины мира, с которыми мы потом имеем дело вне зависимости оттого, какие они - научные или лженаучные.

Мария Пономарева, директор Института истории и международных отношений Южного Федерального университета: Профессионализм, мышление и вовлеченность. Для историков есть святой принцип историзма - явления развиваются в конкретных исторических условиях. Только в соответствии с этими тремя пунктами можно продвигать гуманитарные науки.

Ольга Серова: Большой друг нашего вуза, рано ушедший из жизни, - профессор Казанского федерального университета Михаил Челышев - всегда говорил на конференциях, что наука - это любовь. Наш фестиваль "#Вместе с российской наукой" говорит о том, что сошлись три любви. Любовь к науке тех людей, о которых мы рассказываем, тех ученых, которые уже ушли из жизни, но оставили огромный след в развитии нашего общества, нашей страны. Любовь к науке ученых современности и молодых людей, которые только узнают эту любовь и начинают ей жить.

Образование