Дружить с Индией мы ведь не сегодня и не вчера начали, а в советские годы…
Павел Селезнев: История партнерства России и Индии охватывает свыше семи десятилетий. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены практически сразу после обретения Индией независимости, а к концу 50-х годов прошлого века СССР стал одним из ключевых партнеров Индии. Советский Союз предоставлял кредиты на более выгодных условиях, чем западные страны, оказывал техническую помощь и активно участвовал в строительстве металлургических и энергетических предприятий. Важнейшей вехой в развитии двусторонних отношений стал Договор о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 года, зафиксировавший высокий уровень доверия и стратегическую направленность партнерства. В годы "холодной войны" страны выступали против доминирования западного блока и стремились к укреплению суверенитета и многополярности.
Евгений Грива: После распада СССР приоритетный характер сотрудничества был сохранен, в 2000 году двусторонние отношения получили статус "стратегического партнерства", а в 2010 году были оформлены как "особо привилегированное стратегическое партнерство".
Сейчас в каких направлениях развивается сотрудничество?
Анна Штода: Сейчас страны сотрудничают в сфере обороны, атомной энергетики, космоса, а также активно развивают торгово-экономические связи, которые резко усилились после 2022 года за счет расширения поставок российских энергоносителей.
Евгений Грива: Участие России и Индии в БРИКС можно рассматривать как инструмент реализации их стремления укрепить позиции в международной системе. В 2006 году Бразилия, Россия, Индия и Китай объединились с целью продвижения интересов крупнейших развивающихся экономик и формирования многополярного миропорядка, а в 2010 году к ним присоединилась Южная Африка. Россия является крупнейшим поставщиком энергетических ресурсов, а Индия обладает огромным демографическим потенциалом и динамичным рынком. Обе страны заинтересованы в диверсификации мировой экономики и создания альтернативных финансовых институтов. На саммитах БРИКС активно обсуждаются вопросы, касающиеся энергетической и продовольственной безопасности, развития транспортных коридоров и продвижения реформы глобального управления. Для России и Индии БРИКС является платформой для долгосрочного сотрудничества и реализации стратегических интересов.
Павел Селезнев: Российско-индийское партнерство носит комплексный характер, что служит прочным фундаментом для двусторонних отношений и способствует адаптивности к трансформациям мировой политики и экономики. Современный этап характеризуется существенным расширением экономического сотрудничества. Приоритетным направлением является энергетический сектор - с 2022 года Россия стала крупнейшим поставщиком нефти для Индии.
То есть таким образом Москва компенсировала снижение поставок на рынки Европы, а Дели укрепил свою энергетическую безопасность?
Евгений Грива: Именно так. Российские нефтегазовые и нефтехимические компании активно работают на индийском рынке. Реализованы совместные проекты в нефтегазовом секторе, а также в металлургии, железнодорожном машиностроении и других отраслях.
Анна Штода: В сфере атомной энергетики важнейшим проектом является строительство крупнейшей в Индии АЭС "Куданкулам" при участии Росатома. Сейчас два блока уже работают в промышленном масштабе, а четыре сооружаются по российскому проекту. Для стран БРИКС этот проект стал примером взаимовыгодного сотрудничества: страны проводят обмен технологиями, готовят специалистов и проводят совместные исследования, необходимые для обеспечения безопасности реакторов нового поколения. В рамках рабочей группы БРИКС Москва и Дели вырабатывают совместную стратегию в области возобновляемой энергии: Индия активно инвестирует в солнечные и ветровые проекты, а Россия ведет разработки технологий, связанных с использованием водородной энергетики и аккумуляторных систем. Платформа энергетических исследований БРИКС, созданная в 2019 году по инициативе России, ежегодно выпускает несколько совместных исследований, посвященных развитию топливно-энергетического комплекса стран БРИКС.
Павел Селезнев: В укреплении экономического сотрудничества ключевую роль играют финансовые институты БРИКС, представляющие собой альтернативу МВФ и Всемирному банку. Новый банк развития, созданный в 2014 году, занимает центральное место в системе. Для России и Индии он стал важнейшим источником финансирования: Москве были необходимы кредиты на реализацию проектов, связанных с экологически чистой энергетикой и модернизацией транспортной системы, а Дели - для развития солнечной энергетики и транспортной инфраструктуры. Принципиальным отличием банка является то, что кредиты предоставляются в национальных валютах. Одновременно с Новым банком был создан пул условных валютных резервов с капиталом $ 100 млрд. Он предназначен для оказания помощи странам БРИКС, оказавшимся в валютном кризисе. Задачи и структура схожи с МВФ, но отсутствуют политические условия.
У России и Индии ведь схожие задачи - избавиться от давления мировых валют?
Евгений Грива: Точно так. Расчеты в национальной валюте в последние годы приобретают все большее значение. Россия и Индия уже используют рубли и рупии в торговле энергоресурсами. Обе страны заинтересованы в расширении полномочий финансовых институтов БРИКС, чтобы использовать их для поддержки проектов в сфере атомной энергетики, возобновляемых источников энергии, логистике и цифровых технологиях.
Анна Штода: Финансовое сотрудничество БРИКС охватывает не только банковскую сферу и валютные резервы, но и страховые механизмы. Россия и Индия активно развивают системы страхования экспортных кредитов и зарубежных инвестиций. В условиях санкций, направленных на ограничение доступа российских компаний к западным страховщикам, возрастает роль кооперации внутри БРИКС. Индия, как один из крупнейших импортеров российской нефти и газа, тоже заинтересована в создании независимых страховых систем.
Индия ведь тоже сталкивается с торговыми войнами и санкциями. Как удается справляться?
Павел Селезнев: Стратегическое партнерство России и Индии в рамках БРИКС сталкивается с рядом внешних вызовов, среди которых наиболее серьезными являются санкционные ограничения, торгово-тарифная политика ведущих экономик и роль глобальных игроков. С начала 2022 года было введено 24 тыс. санкций, а в начале 2025 года под санкционными ограничениями США, Великобритания и ЕС оказались крупнейшие российские энергетические компании и страховые организации. В ответ Москва диверсифицировала экспортные каналы и активизировала расчеты в национальных валютах через Новый банк и пул условных валютных резервов БРИКС. В 2025 году США ввели 10-процентные пошлины на импорт товаров большинства стран мира. Пошлины для ряда стран оказались существенно выше. Их размер на импорт из Индии составил 26%, в то время как "взаимная пошлина" составляет 52%. Для Китая сначала они были увеличены до 20%, на что Китай ответил введением 34-процентных пошлин для США. Индия заняла выжидательную позицию - руководство страны подчеркивает свою политическую автономию, но в то же время не нарушает введенные антироссийские ограничения. Отраслевые ведомства придерживаются гибкой политики: переходят на оплату в альтернативных валютах, используют российских страховщиков и самостоятельно организует перевозки.
Как будет развиваться сотрудничество между странами?
Анна Штода: Сотрудничество России и Индии в рамках БРИКС - это не просто элемент двусторонних отношений, а стратегический проект, оказывающий влияние на формирование новой архитектуры международных отношений. В настоящее время российско-индийских союз можно рассматривать как один их ключевых драйверов развития БРИКС. Можно выделить несколько наиболее перспективных направлений сотрудничества двух стран в рамках БРИКС. Например, продолжение поставок российских энергоресурсов в Индию, расширение инфраструктуры по переработке и транспортировке; совместные проекты в атомной энергетике (завершение строительства "Куданкулам" и реализация новых инициатив); развитие возобновляемых источников энергии; укрепление роли Нового банка развития и пула условных валютных резервов; расширение практики торговли в национальных валютах и создание страховых механизмов; развитие транспортно-логистических коридоров.
Евгений Грива: Также перспективными могут стать совместные исследования в области цифровой экономики и искусственного интеллекта; расширение академических обменов и совместных университетских инициатив; совместные культурные и спортивные проекты; укрепление БРИКС как альтернативного центра силы в мировой системе. Союз России и Индии и их активное участие в инициативах БРИКС способствует не только экономическому росту, но является значимым фактором для формирования нового мирового порядка. Энергетическое и финансовое партнерство, подкрепленное гуманитарным взаимодействием, служит прочной основой открывает новые перспективы.
В советские годы у нас очень любили индийское кино. Как сейчас развивается сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах?
Анна Штода: Министры образования стран БРИКС регулярно проводят встречи, на которых обсуждаются возможности академического обмена, повышения качества университетских программ и признания дипломов, разработки совместных программ, особенно под бизнес-проекты.
Создан Сетевой Университет БРИКС, в который вошло более 50 ведущих университетов стран-участниц, объединившихся с целью создания условий для обмена знаниями и расширения академической мобильности. На базе Делийской общественной школы "Дварка" был создан "Центр Льва Толстого и Махатмы Ганди" в рамках просветительского проекта "Великие учителя БРИКС". В РУДН, первом в истории СУ БРИКС вузе-координаторе, прошел следующий этап программы.
Евгений Грива: Важным инструментом культурного и политического взаимодействия является спортивная дипломатия. Идея проведения "Игр стран БРИКС" была предложена премьер-министром Индии Моди: совместные спортивные мероприятия стали проводиться регулярно, но самым масштабным событием стало проведение "Игр стран БРИКС" в 2024 году в Казани, на которых было представлено 27 видов спорта. В конце августа 2025 года в Москве прошел форум BRICS+ Fashion Summit, объединивший 109 стран. В "Зарядье" были проведены показы, лекции, дискуссии и мастер-классы. Особое место заняли темы устойчивого развития, местного производства и сохранения культурного наследия. Дизайнеры представили коллекции, вдохновленные национальными традициями, а также поделились разработками экологичных тканей и технологий.
Павел Селезнев: Культурный обмен между Россией и Индией активно происходит и в сфере кино: проводятся фестивали, реализуются совместные проекты и расширяется дистрибуция фильмов. В Мумбаи и Дели в 2024 году состоялся Российский кинофестиваль, вызвавший огромный интерес. Россия пригласила Индию на международный фестиваль "Дух огня". В российских фестивальных программах все чаще стали появляться индийские фильмы, а в Индии регулярно проводят показы российских премьер. Россия и Индия планируют реализовать совместный проект - адаптировать рассказ Прилепина "Восьмерка" для Болливуда. Подобные инициативы стали возможны после подписания меморандумов о сотрудничестве в рамках БРИКС.