Следственное управление по Калужской области - одно из многих региональных подразделений Следственного комитета Российской Федерации. Его с января прошлого года возглавляет полковник юстиции Марк Харламов.
По общероссийским меркам - подразделение СК в Калуге - маленькое. Тут трудится всего 129 сотрудников, из них 64 следователя, 6 следователей-криминалистов. А еще 7 сотрудников управления добровольно уехали проходить службу на "новых территориях" в ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. Проще говоря - перевелись.
Но и такими силами в Калужской области очень успешно расследуются сложнейшие уголовные дела. Об одном из таких уникальных расследований "РГ" расспросило руководителя управления.
Нет тела, но есть дело
Марк Сергеевич, когда было расследовано и передано в суд дело об убийстве, в котором тела жертвы так и не нашли, даже для профессионалов это звучало как нонсенс. И потом, когда суд согласился с работой ваших подчиненных, то про это дело СМИ не писали и даже не упоминали. А зря. Теперь можно о нем рассказать?
Марк Харламов: Начну с прописных истин - для установления истины по делу мы используем передовые открытия науки и техники, привлекаем специалистов и экспертов самых различных областей. Работа следователя требует постоянной концентрации, аналитического склада ума и способности доводить начатое до конца.
Примером этому и служит обвинительный приговор в отношении жителя Сухиничского района за причинение смерти своему знакомому. Преступление было совершено, как у нас говорят - в условиях неочевидности. Друзья отдыхали в беседке на участке одного из них. В ходе распития спиртного между ними возник конфликт, переросший в драку. Со слов фигуранта, после инцидента друзья выпили по "мировой", и потерпевший ушел в неизвестном направлении.
И больше этого человека никто не видел, и он просто пропал?
Марк Харламов: Именно так, вот только эта версия обвиняемого не укладывалась с безвестным отсутствием "ушедшего на своих ногах" длительное время. Подследственный, будучи охотником с большим стажем, используя лесную и болотистую местность деревни, где произошел инцидент, тщательно скрыл главную улику - тело погибшего. Поисковые мероприятия с привлечением большого количества людей и специальной техники не принесли результата - обнаружить тело потерпевшего так и не удалось. Но благодаря кропотливой работе следователей и следователей-криминалистов удалось опровергнуть популярную поговорку "Нет тела - нет дела".
Это означает, что следы преступления все же ваши сотрудники нашли?
Марк Харламов: В автомобиле фигуранта с использованием специальной техники - источника криминалистического света, специального раствора и экспресс-тестов для определения следов крови, были обнаружены замытые следы крови. Согласно молекулярно-генетической экспертизе кровь принадлежала потерпевшему. Происхождение этих следов у себя в автомобиле преступник внятно объяснить не сумел. Но и вину в совершении преступления так и не признал, настаивая на том, что товарищ ушел от него живым.
По крупицам были собраны и другие доказательства, которые признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора: это и детальный анализ показаний обвиняемого, сведений о позиционировании его сотового телефона, просмотр видеозаписей с камер видеонаблюдения, показания очевидца драки, комплекс судебных экспертиз и исследований, что позволило восстановить хронологию произошедшего, опровергнуть версию обвиняемого и сделать вывод, что смерть потерпевшего наступила от его действий.
Фигурант получил более 8 лет в колонии строгого режима. Приговор вступил в силу.
Такие дела - "штучный товар". Совсем немного подобных дел попадает в суд, а еще меньше заканчиваются обвинительным приговором. Крайне тяжело доказать причастность преступника к смерти человека без исследования тела потерпевшего. Сторона защиты всегда "давит" на то, что потерпевший живой и где-то в настоящее время находится или мог скончаться, например, от сердечного приступа, а не от нанесенных ему ударов. Я благодарен следователям за профессионализм при расследовании такого сложного уголовного дела.
Возврату подлежит
Но ваши подчиненные очень удачно расследуют и экономические преступления, по которым крайне важно не только найти виновных, но и возместить людям и государству нанесенный ущерб.
Марк Харламов: Действительно, большое внимание в ходе расследования уголовных дел нами уделяется возмещению ущерба по экономическим преступлениям. В ходе расследования в обязательном порядке устанавливается все имущество фигурантов, на которое незамедлительно накладывается арест. За 2024 год и восемь месяцев 2025 года в Калужской области экономическими преступлениями причинен ущерб на сумму 532 млн 316 тыс. рублей. В ходе расследования ущерб фактически возмещен на сумму 472 млн 894 тыс. рублей и, кроме этого, наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 369 млн 543 тыс. рублей. Таким образом, калужскими следователями достаточно эффективно реализуется одна из основных задач предварительного расследования - возмещение ущерба, причиненного преступлением, и, как следствие, восстановление имущественных прав потерпевших.
Дорогой перевод
Одна из сложных и больных тем для Следственного комитета - это преступность мигрантов. В Калужской области также сложная ситуация?
Марк Харламов: На фоне общероссийской статистики о росте преступности среди мигрантов, в области последние несколько лет отмечается ее снижение. Это обусловлено несколькими факторами: выходом Калужской области в феврале 2022 года из "Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом", введением ряда ограничений по трудовой деятельности мигрантов, жесткой позицией губернатора региона и всего правоохранительного блока в отношении преступлений приезжих. Чтобы "держать руку на пульсе", по нашей инициативе в регионе создана межведомственная контрольно-аналитическая группа по вопросам расследования преступлений в сфере миграции, в состав которой вошли представители правоохранительного блока, военкомата и органов власти.
Вот сухие цифры нашей статистики. 2021 год: всего мигрантами на территории области совершено 615 преступлений. 2022 год: всего мигранты у нас совершили 437 преступлений. А в 2023 году было уже 368 преступлений. В прошлом, 2024 году мигрантами на территории области совершено 305 преступлений.
В связи с тем, что мы расследуем преступления мигрантов, хотелось бы обратить внимание на немаловажный вопрос - о переводчиках.
Трудности перевода?
Марк Харламов: Нет, затраты, которые несет казна.
Объясните поподробнее.
Марк Харламов: На мой взгляд, было бы правильно рассмотреть вопрос об отказе от привлечения переводчиков и перевода уголовного дела на иностранный язык для натурализованных граждан РФ. Согласитесь, ведь если мигрант получил гражданство РФ, значит он сдал экзамен по русскому языку. Значит, умеет писать и читать. Соответственно, ему не требуется помощь переводчика. Так удастся сэкономить бюджетные денежные средства на оплату работы переводчиков лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Например, перевод 1 листа уголовного дела (1800 знаков) с языков стран Азии стоит 400 рублей. В одном томе уголовного дела 250 листов. Но редко когда уголовное дело состоит из одного тома. В среднем 3-5 томов. Устный перевод с языков стран Азии стоит 1500 рублей в час. Достаточно солидные суммы получаются даже по одному уголовному делу, по которому привлекается мигрант, недавно получивший гражданство РФ. Чтобы это предложение заработало, требуется внесение изменений в УПК РФ.
Спецпомощь для спецоперации
А помогаете ли вы тем, кто на СВО, то есть на переднем крае?
Марк Харламов: Калужские следователи оказывают помощь участникам специальной военной операции и членам их семей, связанную с решением социальных и юридических вопросов. На средства сотрудников и волонтеров приобретены и отправлены на фронт автомашина УАЗ, гуманитарные наборы; в ЛНР сотрудникам одного из следственных отделов СУ СК по ЛНР, где руководителем отдела работает наш калужский сотрудник, отправлен детектор дронов (сигнализирует о приближении дрона). Очень нужная вещь. Ведь следователи, выезжая на места происшествия по фактам взрывов и "прилетов", подвергают себя риску повторной атаки.
Личный прием
У вас, как и у всех руководителей подразделений следственного ведомства, есть день личного приема граждан. С какими вопросами люди чаще всего приходят?
Марк Харламов: Руководством Калужского СК совместно с органами власти на постоянной основе проводятся приемы граждан по таким острым социальным вопросам, как аварийное жилье, обеспечение коммуникациями земельных участков, предоставленных многодетным семьям, выдача медицинских изделий и медикаментов, предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Общими усилиями СК и органов власти поэтапно удается такие проблемы решать.
Для доступности населения проводятся выездные приемы. За 2024 год и 8 месяцев 2025 года следственным управлением принято 2417 граждан, лично мной - 473 гражданина, мной осуществлено 198 выездных приемов. Выезд к гражданам в отдаленные от Калуги районы упрощает населению возможность лично обратиться к руководству следственного управления.