04.10.2025 13:12
Культура

В ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть редкие шпалеры XVI-XVIII веков из Европы

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Столичный выпуск: №230 (9769)
Говорим - шпалеры, подразумеваем - Эрмитаж. Там, в бывшем императорском дворце эти драгоценные "тканые картины" - "настенные, безворсовые, с сюжетными композициями", которым по триста - четыреста лет, выглядят молчаливыми свидетелями времени и … триумфом искусства над временем. Меж тем Пушкинский музей тоже счастливый обладатель коллекции западноевропейских шпалер, которая насчитывает порядка шестидесяти работ.
Читать на сайте RG.RU

Часть из них поступила из Государственного музейного фонда в 1924 году, когда Музей изящных искусств стал расширяться, обретая новые собрания. Часть была передана музею или куплена в коллекцию в 1950-1980-е годы. И восемь шпалер были приобретено уже в XXI веке.

Шпалеры музей показывает чрезвычайно редко. Причина - огромные размеры ковров, необходимость реставрации. Нынешняя выставка вторая в этом столетии. А может, и не только в этом. Предыдущая была в 2006 году, когда старинные шпалеры встретились с гобеленами ХХ века, в том числе Фернана Леже, и огромной шпалерой "Алефбет" Гриши Брускина, которого пригласила участвовать в проекте Ирина Александровна Антонова.

Нынешняя выставка в современность не заглядывает. Ее "гвоздь" - две редчайшие шпалеры XVI века, сотканные в Южных Нидерландах: "Триумф Славы" и "Триумф Помпея". Обе были приобретены в 2014 году и показываются публике впервые.

Шпалеры музей показывает чрезвычайно редко. Причины - огромные размеры ковров, необходимость реставрации

"Триумф Славы", вытканный из шерстяных и шелковых нитей в начале XVI века мастерами города Турне, принадлежит к легендарной серии "Триумфы" Петрарки". Мысль о том, что шпалера начиналась с литературного произведения, сегодня выглядит не самой очевидной. Меж тем шпалера, чрезвычайно дорогое удовольствие и невероятно трудоемкое, воспринималась и заказчиками, и художниками, и ткачами как род монументального искусства. Она занимала в дворцовых покоях итальянских герцогов, испанских и французских королей всю стену. Ее тканое великолепие при этом не только согревало, но и могло быть частью парадного или камерного пространства, радуя глаз и давая повод для бесед. Литературные программы для картин, которые должны были быть "переведены" в рисунок на картонах для ткачей, составлялись гуманистами, философами, литераторами. А аллегории поэмы Франческо Петрарки "Триумфы", которая воспевала последовательно победы Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности, просто просились в руки ткачей. Говорят, первую серию шпалер на "Триумфы" Петрарки выткали в 1399 году для Филиппа II. В XV веке такую серию заказал себе Джованни Медичи. В XVI веке по его пути пошли королевские дворы Испании, Англии, Франции. Сегодня полную серию шпалер на тему "Триумфов" Петрарки можно увидеть только в Вене, в Музее истории искусств. Но заполучить даже один "Триумф" из серии Петрарки - огромная удача.

Анастасия Ракова: Для участников "Московского долголетия" запустили бесплатную экскурсию в Третьяковской галерее

Если не бояться тавтологии, можно сказать, что приобретение "Триумфа Славы" Пушкинским музеем в 2014 году - триумф музея. Слава тут крылатая женщина, которая, впрочем, не летит, а сидит на троне. Трон стоит на спине слона. В окружении суперизвестных персонажей: от царицы Гекубы до короля Артура, от Фамари и Юдифи до короля Людовика IX Святого - Слава въезжает в город с остроконечными башнями под звуки медных труб, в которые она дует. Латинская надпись наверху гласит: "Слава побеждает Смерть". Роскошные средневековые наряды, виды города (возможно, родного города мастеров - Турне), яблоневые сады, экзотические слоны и крылатая главная героиня превращают шпалеру в род эпоса в "картинках". Огромный размер современному зрителю напомнит экран кинотеатра. Обилие персонажей - итальянские поэмы Возрождения. Точность деталей - книжную миниатюру.

Пушкинский, представляя свои приобретения, показывает зрителю и историю шпалерного искусства: от брюссельских "Триумфов" XVI века к французским мануфактурам XVII и XVIII веков, где за образец брались уже не поэмы, а картины - особенно Симона Вуэ, первого живописца короля, и Шарля Франса Поэрсона.

Выставка западноевропейских шпалер XVI-XVIII веков в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Нельзя не заметить, как изысканно шпалеры вписались в колоннаду над главной лестницей и залы в ее торце. В музее, который вырос из восхищения античностью и итальянским Возрождением, гобелены, напоминающие о поэзии Петрарки, чувствуют себя дома.

Выставка "Выбор Марины Бессоновой" рассказывает о роли личности в музее
Музеи и памятники Москва