05.10.2025 21:19
Общество

Объявлен победитель Всероссийского конкурса "Директор года России"

Текст:  Мария Агранович
Директор иркутского образовательного комплекса "Точка будущего" Максим Астраханцев стал победителем Всероссийского конкурса "Директор года России". О том, каким должен быть руководитель современной школы, почему он почти не вызывает учеников "на ковер" и как справляется с выгоранием, Максим Павлович рассказал в интервью "Российской газете".
/ Мария Агранович
Читать на сайте RG.RU

Ваша школа совсем еще "ребенок" - ей всего пять лет. Трудно быть "молодым родителем"?

Максим Астраханцев: Я часто говорю, что директор школы, особенно новой, всегда находится в ситуации "управленческого одиночества". У нас сейчас огромный масштаб идей, мы постоянно выходим на разные экспертные площадки, участвуем в конкурсах, чтобы понять, туда ли мы движемся. И управленческое одиночество - когда у тебя нет иногда времени, чтобы спросить, посоветоваться, чтобы посмотреть на опыт других. Это трудно. Но конкурс для меня стал открытием, возможностью воссоединиться с такими же директорами школ России, которые хотят чего-то большего от своей работы, хотят развития. Эти две недели стали лучшими курсами повышения квалификации для меня. Здесь начинаешь понимать, что ты из себя представляешь, какие у тебя точки роста, а где проседаешь.

У вас в школе 850 учеников. Часто вызываете кого-то в кабинет директора?

Максим Астраханцев: Мы работаем с золотым запасом детства, и поэтому нужно быть очень бережными. Мы за индивидуализацию, за сопровождение каждого ребенка. Вызов к директору - это крайняя мера, когда мы понимаем: как учителя, как психологи - не справляемся, и необходимо подключить администрацию. Я ведь и сам прежде всего учитель - преподаю географию. Административное воздействие на ребенка - последнее, что должно быть в школе.

Народный учитель Сайбединов: Авторитет учителя возвращается в школы

Директор школы обязательно должен быть педагогом или это может быть просто менеджер, управленец?

Максим Астраханцев: Он должен быть вовлечен в саму суть образования, в его содержание. В школе нет места менеджеру, который видит свои задачи только в организации управления. В идеале, если у человека нет педагогического образования, я всем рекомендовал бы пройти либо профпереподготовку либо закончить курсы повышения квалификации. Это принципиальный момент в понимании работы школы. У менеджеров все построено на бизнес-процессах. А у нас в школе - реальная жизнь, здесь - про детей, про то, чем они заняты, насколько им хорошо, про качество образования - не только с позиции оценок, но и с позиции чувств и эмоций. Хороший директор - это педагог по образу мыслей.

По каким принципам живет и работает директор года?

Максим Астраханцев: Быть честным с самим собой, уважать любой труд людей. Для меня важен каждый, кто работает в нашей школе, независимо от подразделения и направления работы. Важен принцип гуманизма: видеть всегда лучшее. В любой ситуации, даже самой катастрофической, постараться найти что-то, что может нас из этого состояния - ощущения катастрофы - вывести на путь разрешения ситуации, как-то ее выровнять. Всегда говорю коллегам, что нужно видеть, находить и создавать ситуации успеха. Негатива вокруг, к сожалению, очень много. Умение видеть успех - один из моих основных принципов работы. Важно показать, куда еще можно двигаться, а не зацикливаться на том, что плохо.

Дать положительный импульс другим - это хорошо. Но как восстановить себя, когда силы на нуле, как не выгореть?

Максим Астраханцев: Может, скажу банальность, но в здоровом теле - здоровый дух. Я считаю, что каждый директор должен заниматься своей "физикой", спортом, быть активным. Это для меня априори. Хорошо бы найти время и для творчества, это очень мощный фактор поддержки личного баланса. А если говорить про ресурс в отношении коллектива и школы, то нужно просто уметь смотреть на все с разных точек зрения. Все ответы всегда есть внутри. У меня есть способ, который я называю "административная прогулка". Я просто иду по школе, по коридорам, улыбаюсь, разговариваю с учителями и детьми, вижу их глаза, их эмоции. Сам становлюсь от этого сильнее и увереннее и вижу, что так же меняются коллеги и ученики. Кстати, могу и на урок просто так заглянуть.

Директор на уроке - это же сразу паника…

Максим Астраханцев: Мы как-то с первого года так работаем, что директорское внимание к чему-то или кому-то - это не про контроль или, чего доброго, наказание. Это про поддержку и про то, что надо помогать друг другу развиваться. Да учителя сами меня зовут к себе на уроки, правда! Радуются, когда я прихожу. А если не видимся долго, потом искренне сетуют: "Что-то мы вас давно не видели!" Это значит, им важно, когда я рядом - не как контролер или "карающий орган", а как наставник, товарищ, который может и подсказать и посмеяться, и порадоваться.

В России предложили ввести постоянную надбавку к пенсии учителей
Образование