Олег Александрович, позади приемная кампания-2025. Каковы ее итоги для УГНТУ, было ли что-то неожиданное? На какие специальности конкурс был самым высоким?
Олег Баулин: Приемная кампания еще до конца не завершена, но предварительные итоги мы подвели.
Из особенностей - изменилось соотношение бюджетных и коммерческих мест в целом в республике и в Уфимском нефтяном в частности. В прошлом году у нас было 3800 бюджетных мест, а в этом году - уже 4250. Причем их количество выросло по всем укрупненным группам специальностей (и по социально-гуманитарным, и по экономическим, и по творческим), а не только по инженерным и айтишным.
Что бросилось в глаза? Резко выросло количество поступивших к нам победителей всероссийских олимпиад школьников. Эта категория абитуриентов зачисляется в вузы без экзаменов. В прошлом году таких ребят было 48, в этом - 69. Для понимания ситуации отмечу: в республике среди выпускников школ в 2025 году всего 57 победителей ВсОШ. То есть к нам приехали поступать олимпиадники из других регионов, в том числе около 20 ребят из Москвы. Раньше абитуриентов-льготников из столицы страны было в несколько раз меньше - всего пять-шесть человек.
К сожалению, по целевому приему выбраны не все 100 процентов мест. Очень жаль, что не все компании с госучастием, администрации городов и районов пользуются возможностью гарантированно получить через четыре-пять лет квалифицированного работника. К нам ребята все равно придут на общих основаниях, а вот вопрос с будущими кадрами для компаний останется открытым.
Третья категория "особого приема" - это участники и дети участников СВО. Их количество существенно выросло относительно прошлого года.
Если говорить о наиболее популярных специальностях, то в этом году традиционно пользовались высоким спросом направления в области цифровых технологий, инженерно-технические и архитектурно-строительные. На последнее, кстати, в этом году существенно увеличили число бюджетных мест.
Если студентов-бюджетников стало больше, то как вы решаете проблему с дефицитом мест в общежитиях?
Олег Баулин: Мы в обязательном порядке обеспечиваем местами в общежитиях всех иногородних первокурсников-очников вне зависимости, поступили они на бюджет или платное обучение. В целом не без труда находим места всем, кто учится на бакалавриате и специалитете. Но, как правило, это не касается тех, кто поступает на магистерские программы.
Другой вопрос - это качество условий проживания. На протяжении 20-30 лет наши общежития не ремонтировались, сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Мы теперь каждый год капитально ремонтируем по одному зданию. За это в первую очередь спасибо Минобрнауки России, которое выделяет специальную целевую субсидию.
Многие компании, в том числе и нефтегазовой отрасли, столкнулись с острым дефицитом квалифицированных кадров и теперь принимают участие в подготовке будущих специалистов. На ваш взгляд, насколько эффективно такое сотрудничество?
Олег Баулин: Спрос на квалифицированных специалистов действительно растет. Поэтому в последние годы мы практикуем более тесное сотрудничество с предприятиями и дуальное обучение, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе университета, а практическая - на производстве.
Студентов старших курсов технических факультетов направляем на предприятия, где ребята и работают, и обучаются, и пишут диплом. Речь идет о полном погружении в производственный процесс, когда теория соединяется с практикой, а ребята, оставаясь студентами, получают и опыт, и зарплату. В этот период у молодого человека есть возможность наладить прямые коммуникации с производством, с научным руководителем, задать вопросы специалистам. В то же время на предприятии присматриваются к студенту. Это мотивирует ребят повысить успеваемость, чтобы компания взяла их на постоянную работу на более высокую должность.
Дуальное обучение дает хорошие результаты: мы видим, что качество подготовки возрастает за счет обучения специалистов для конкретной компании.
У каждого предприятия форма организации дуального обучения отличается. К примеру, ведущие нефтегазовые компании России с первого курса берут наших студентов, имеющих диплом среднего профессионального образования, на работу по схеме: "3+3". Это когда три дня работаешь, три - учишься в вузе. Интересна также схема "15+15". То есть схемы работают по-разному, но смысл один - дуальное образование.
Повсеместное внедрение искусственного интеллекта, на ваш взгляд, не приведет к замене им человеческого труда?
Олег Баулин: Частично. Но это даже хорошо: все-таки ИИ вытесняет не самый квалифицированный труд. Мне кажется, все уже понимают, что в ближайшие несколько десятков лет ключевой способностью человека будет творческое мышление, разработка инноваций вне шаблонов. Остальное за нас сделает какое-то устройство, механизм, программный комплекс. Это закономерный эволюционный процесс. Развитие искусственного интеллекта не вытеснит людей, но в то же время заполнит нишу, образовавшуюся из-за демографических проблем. Сейчас остро стоят вопросы суммарного повышения производительности труда. Помочь в их решении смогут в первую очередь цифровые инструменты.
В своих соцсетях вы часто приводите данные различных рейтингов. Насколько они объективны и влияют ли на положение вузов? Что в итоге дают их результаты?
Олег Баулин: Скажу честно, к рейтингам я отношусь достаточно спокойно. Но рейтинг рейтингу рознь. Есть вебометрический, определяющий кликабельность сайта, - на него я точно не буду ориентироваться. Или рейтинг Times High Education, показывающий соотношение мальчиков и девочек в вузе. А какое должно быть соотношение? Мы на это никак не влияем. К нам приходят по результатам ЕГЭ, требования к девочкам и мальчикам одинаковые.
А вот такой показатель, как научная продуктивность, мне, конечно, интересен.
Рейтинг - это возможность посмотреть и проанализировать свой прогресс - вырос ты или нет по сравнению с тем, что было два года назад. То есть это ориентир для работы - в правильном направлении движешься или нет.