Задача "Слона" - осуществлять снабжение на передней линии фронта. Это более 10 км, обеспечить бесперебойное снабжение наших подразделений туда достаточно проблематично. Поскольку невозможно подъехать на транспорте из-за вражеских дронов, снабжение осуществляется пешим порядком, на квадроциклах или кроссовых мотоциклах.
"Слон", как сообщает ТАСС, уже прошел полигонную апробацию, получил положительное заключение Главного управления инновационного развития Минобороны России и рекомендации для поставки в войска Появиться в зоне СВО летающий гигант должен до конца 2025 года.
"В перспективе новый квадрокоптер сможет выполнять широкий спектр задач. Мы работаем над версиями "Слона" для перевозки спецоборудования, средств РЭБ, выполнения боевых задач по минированию и бомбометанию. Это многофункциональная платформа", - отметил представитель компании-разработчика.
По словам задействованных в зоне СВО бойцов, именно мощных с большой грузоподъемностью "птичек" им и не хватает. "Еду, воду, медикаменты, снаряжение - это все мы уже с легкостью доставляем передовым подразделениям по воздуху. Но для доставки боеприпасов и оружия по-прежнему приходится использовать автомобильный или мототранспорт. В некоторых подразделениях есть роботы-доставщики, но они пока редкость", - рассказал один из офицеров.
Новый дрон-кабелеукладчик "Заноза" разработан той же группой компаний, которая работала над "Слоном", но на этот раз совместно с Минобороны. Он уже используется на СВО и способен прокладывать линии связи по воздуху даже через минные поля и полностью разрушенные участки местности. На дрон устанавливается специальная бобина с бронированным оптоволоконным кабелем, который "Заноза" аккуратно протягивает между позициями. "Теперь связистам не надо ползти под обстрелом - задачи перенесены на дрон. Даже если по установленному кабелю проедет техника, он не пострадает", - рассказали разработчики.
Денис Федутинов, эксперт в области беспилотной авиации:
- Перечень беспилотных мультикоптеров, в том числе имеющих серьезную грузоподъемность, измеряемую десятками килограммов, в России довольно широк . Достаточно вспомнить обширную экспозицию профильной выставки беспилотных систем, прошедшую в августе в Сколково.
Обеспечение бесперебойной доставки различных грузов на передовой - боеприпасов, воды и провизии, медикаментов и т.п., является одним из ключевых элементов обеспечения высокой эффективности действий подразделений. В условиях мощного противодействия противника необходимо максимально выводить людей из этих процессов. Этими обстоятельствами и объясняется высокий интерес к развитию "грузового" направления беспилотной техники.
Допускаю, что и аппараты с возможностями БЛА "Слон" могут быть востребованы на фронте. Вместе с тем считаю важным сделать пару ремарок. Для выстраивания логистики с опорой на дроны, во-первых, нельзя опираться только на какое-то одно техническое решение - оптимальным было бы применение нескольких аппаратов различной размерности, рассчитанных на наиболее типовые наборы потребных грузов. Во-вторых, в дополнение к воздушным аппаратам следует также рассматривать возможности задействования наземных робототехнических комплексов, которые уже неплохо показывают себя при выполнении подобных задач.