Специалисты отмечают: у современных детей подростковый возраст стартует очень рано. У девочек - в 8-9 лет, у мальчиков - в 11. Проблемы, связанные с переходным возрастом, начинают "проклевываться" уже в начальной школе. Вспомните, говорит Ирина Кураж, какими сияющими были физиономии первоклашек 1 сентября. И вот прошла всего лишь одна учебная четверть, а дети уже изменилиcь. Родители удивляются: что ж такое?! Каждое воскресенье вечером болит живот, голова, тошнит, а то и небольшая температура может подниматься. Стали чаще простужаться, плохо спят. Это психосоматика.
Вообще, объясняет психолог, психосоматические проблемы - сигнал психологического неблагополучия в любом возрасте. Но в случае с дошкольниками, младшими школьниками на такие симптомы нужно обращать особое внимание, потому что малыши еще сами не могут дифференцировать свои эмоции.
Ребенок не отдает себе отчета, что ему плохо оттого, что Марья Ивановна накричала или дети его не принимают. А вот живот болит. Также к тревожным сигналам у всех возрастов можно отнести любые резкие перемены в поведении и настроении. Был тихоня - стал гипервозбудимым, ел всегда плохо - теперь вдруг обжора.
Пляшущие человечки
Как же нащупать проблему? С младшими - свои способы. Посмотрите мультики вместе. "Особенно, - говорит Ирина Кураж, - тут хороши старые наши мультфильмы. Проследите за его реакцией на то, что происходит с героем. У меня на приеме девочка как-то даже расплакалась над сюжетом, в котором героя обижали. Оказалось, узнала точно свою ситуацию". Для младших Ирина Кураж советует и арт-терапию: "Попросите нарисовать любимое место в школе. Вы можете удивиться, увидев, что ребенок рисует двор, коридор или столовую, но не класс. Вот тут надо говорить. Спросите, например, почему он зачеркнул каких-то человечков или на рисунке так много темных цветов? Чтобы не оказалось, что у ребенка просто плохо писали другие карандаши или есть еще какая-нибудь далекая от психологии причина. Повод задуматься, если он не приводит простого ответа, а затрудняется объяснить, отчего рисунок такой темный ("просто так", "мне так хочется")".
А вот после 16 лет, рассказывает психолог, информативным может оказаться графологический тест, проведенный специалистом. "Это отличный тест на состояние личности. В кризисе почерк меняется, может сделаться и слишком зажатым, и слишком свободным, слабым. Почерк - это то, что наше сознание, в отличие от грамотности, не может контролировать".
Девушка с татуировкой дракона
Подростки постарше могут демонстрировать такие, как правило, неверно понимаемые взрослыми сигналы неблагополучия, как стремление постоянно делать пирсинг, татуировки. Причем речь идет не о розочке на плече или сережках. "Мы все иногда видим таких молодых людей - у них забито все тело татуировками, с пирсингом в местах, где любой укол вызывает сильнейшую боль - в носовой перегородке, например. Это не дань моде, а селфхарм, самоповреждение. Страшная история с вытесненными эмоциями и, возможно, с вытесненной депрессией", - говорит Ирина Кураж. Селфхарм проявляется еще в причинении себе боли путем порезов. Часто мы можем увидеть следы от бритвы на открытых частях тела - на запястьях, например. Такой "демонстративный" селфхарм наносится для привлечения внимания, но это не значит, что ребенку не требуется помощь. Скорее всего, здесь речь может идти о тревожном синдроме или депрессии. Но бывает и скрытый селфхарм, в местах, где никто не увидит шрамов. "Внутренняя сторона бедра, подмышками, где-то в паху. Тут смысл не в привлечении внимания, это следствие эмоциональной боли - столь мощной, что в моменты, когда у человека нет сил ее терпеть, он берет и наносит себе повреждение. И сразу чувствует, что отпустило. Мгновенно складывается триггер: я причиняю себе физическую боль, и мне становится легко". Еще один из "криков о помощи" подростков, находящихся в плохом психологическом состоянии, - клептомания. "Это поведенческое расстройство. Главное отличие клептомана от вора в том, что для первого не важна выгода. Ему важно испытать удовольствие от того, что удалось украсть и ускользнуть. И почти все равно, что схватить - жвачку, конфетку, ручку. Дальше он может даже не пользоваться вещью, а то и вовсе пытается вернуть ее, - говорит психолог. - В момент кражи происходит выброс дофамина, переключение с эмоциональной напряженности на простой страх - поймают или нет. А начинается это, как правило, в классе". Конечно, такому ребенку нужна помощь психолога.
Теория разговоров
Казалось бы, к чему такие сложности - тесты, наблюдения, - если можно просто спросить ребенка, что у него на душе. "Психологи бьют в набат - беседовать с детьми нужно сызмала, потому что разговорить потом подростка уже очень сложно, дети быстро закрываются, - предупреждает Ирина Кураж. - А сейчас все чаще детям просто дают планшет". Она советует каждый день собираться всей семьей и разговаривать. "Это называют семейными традициями, а я бы сказала более прямо: нужно буквально выработать некий условный рефлекс. Например, в нашей семье собирались все вечером на ужин, и, когда закипал чайник, мы с мужем начинали рассказывать, как прошел наш день, а потом и расспрашивать детей. Сейчас, когда оба сына уже взрослые, они до сих пор, приезжая, идут ставить чайник и зовут: "Пошли поговорим?"