08.10.2025 02:00
СФО

АО "Труд" признано в России лучшим работодателем для студенческих строительных отрядов на региональном уровне

АО "Труд" признано в России лучшим работодателем для студенческих строительных отрядов на региональном уровне
Текст:  Олег Андреев (Иркутск)
Российская газета - Неделя - Восточная Сибирь: №228 (9767)
Национальный проект "Кадры" был инициирован президентом России Владимиром Путиным в 2024 году: "Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века".
Знакомство со своей будущей работой: студенты кафедры "Автомобильные дороги" ИРНИТУ на строительстве обхода Усолья-Сибирского. / Инна Охотина
Читать на сайте RG.RU

Без сомнения, важную роль в популяризации рабочих специальностей сыграл федеральный проект "Профессионалитет", который реализуется с 2022 года. В рамках проекта колледжи и работодатели действуют как партнеры, обеспечивая стопроцентное трудоустройство выпускников.

Каким образом современные предприятия выстраивают свою кадровую политику? Мы побеседовали на эту тему с генеральным директором АО "Труд" Сергеем Томшиным.

Сергей Томшин: Уверен, что нам надо поднимать престиж профессии дорожного строителя. / Инна Охотина

Сергей Николаевич, АО "Труд" - это такой знак качества для Иркутской области. Кадровый вопрос - проблема для вас? Или на вашем предприятии знают секрет подготовки дорожников?

Сергей Томшин: К сожалению, для нас, как и для всей дорожной отрасли, кадровый вопрос становится все острее. Есть особенность и для регионов нашего присутствия в Сибири и на Дальнем Востоке - хороших специалистов у нас меньше, чем в Центральной России, так как плотность населения ниже. Поэтому мы вынуждены привлекать специалистов из западных регионов.

Заметно снижается и уровень проектировщиков: из выпускников нашей дорожной кафедры ИРНИТУ по специальности идет работать менее 25 процентов. И главный вопрос - не достаточно готовят представителей таких профессий, как грейдерист, машинист экскаватора и катка, водитель.

Считаю, что сейчас важнейшая задача - популяризация специального технического образования. Надо объяснять выпускникам школ и их родителям, что, например, современная дорожная техника - высокотехнологичная. Отрасль не стоит на месте, меняются не только ГОСТы, но и уровень машин и механизмов, внедряется современное программное обеспечение, в нашей отрасли достойная зарплата. А еще - безработица дорожникам точно не грозит. Например, по данным Росавтодора, до 2030 года ежегодная потребность в кадрах для дорожного хозяйства - 7500 человек: 3650 с высшим образованием и 3850 - со средним профессиональным. Вот такая арифметика.

Буквально с 2022 года тема подготовки кадров рабочих специальностей вышла на федеральный уровень, был инициирован проект "Профессионалитет", который строится на принципах тесной кооперации образования и предприятий реального сектора. АО "Труд" принимает в нем участие?

Сергей Томшин: Конечно, мы являемся одним из работодателей - партнеров федеральной программы "Профессионалитет" на базе Сибирского колледжа транспорта и строительства ИрГУПС. Там, напомню, идет подготовка специалистов для дорожной отрасли и железнодорожного транспорта по трем специальностям. В 2024 году колледж набрал 240 студентов! И мы как потенциальные работодатели очень внимательно следим за ребятами. Заключили уже 10 целевых договоров с молодыми людьми. Фактически берем их под свое крыло и после окончания обучения (3 года и 10 месяцев. - Прим. авт.) гарантируем трудоустройство по специальности. Надеемся, что они подойдут к профессии дорожника с максимальной ответственностью.

На мой взгляд, проект заслуживает всяческого внимания и поддержки. Созданы все условия для получения знаний: просторные светлые аудитории с полным набором современного оборудования, в процессе обучения применяются очки виртуальной реальности с разработанным специально для центра программным обеспечением, на практических занятиях на полигоне - все настоящее: самосвал, погрузчик-экскаватор и мини-погрузчик. То есть учиться одно удовольствие! Плюс на базе колледжа создан Сибирский центр по ускоренной подготовке кадров для транспортной отрасли. И это также хорошее подспорье для предприятий.

На чем строится кадровая политика в АО "Труд"? Есть ли у вас собственная система подготовки кадров?

Сергей Томшин: Да, мы за то, чтобы растить кадры внутри компании. Для этого у нас есть все возможности. И такой принцип подготовки кадров был заложен еще нашим основателем, Юрием Михайловичем Теном. Напомню, Байкальский студенческий строительный отряд (БССО) был создан в 1996 году по инициативе Юрия Тена. Он сам, прошедший школу стройотрядов, понимал: чтобы успешно работать на перспективу, нужно привлекать в свои ряды молодежь. В 2003 году при поддержке Сергея Тена (на тот момент генерального директора ЗАО "Труд", стройотрядовца) БССО получил юридический статус, а далее стал областной общественной организацией.

Сегодня БССО - это бренд, это традиции, это история. Наконец, это более 3000 студентов учебных заведений Иркутской области, Забайкальского края и других регионов, прошедших стройотрядовскую школу на наших объектах. Отмечу, что практически каждый директор филиала АО "Труд" начинал со стройотряда.

Планомерно и целенаправленно занимаемся привлечением студентов на производственную практику. У предприятия заключены двусторонние договоры с Иркутским государственным университетом путей сообщения, Иркутским национальным исследовательским техническим университетом, Сибирским колледжем транспорта и строительства, Читинским техникумом отраслевых технологий и бизнеса, Ангарским техникумом строительных технологий. В этом году приглашали студентов направления "Автомобильные дороги", "Прикладная геодезия", "Строительство дорожных машин", "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей". Оформляем ребят по трудовому договору на должность помощников: геодезиста, механика, инженера ПТО, инженера-лаборанта, мастера СМР, дорожного рабочего. Оплачиваем проезд до места прохождения практики и обратно, обеспечиваем бесплатное проживание в вахтовых поселках и трехразовое питание. Обязательно с каждым практикантом работает опытный наставник, который отмечает успехи подопечного по рейтинговой шкале. Конечно, практика оплачивается.

В такой открытости есть и определенный риск. Не боитесь критики, ведь молодые люди часто - максималисты?

Сергей Томшин: Для нас большое значение имеет обратная связь со студентами. Каждый год в октябре приглашаем ребят на заседание круглого стола с участием руководителей ведущих производственных подразделений АО "Труд". В ходе таких встреч ребята рассказывают о практике, вносят предложения по усовершенствованию производственного процесса. Такое партнерство с высшими и средне-специальными учебными заведениями - важнейшая кадровая работа. Практика - это не только реальный производственный опыт, который подтверждает теоретические знания студентов; для нас как работодателей - это возможность оценить будущих работников, понять, что необходимо подработать, исправить, применить.

Ключевой вопрос

Буквально 1 сентября прошла информация, что АО "Труд" выступило партнером первого в Сибири и на Дальнем Востоке "Дорожного класса" в средней школе № 18 Иркутска. Теперь следующий шаг - детский сад?

Сергей Томшин: Почему бы нет?! Уверен, что нам надо поднимать престиж профессии дорожного строителя. Объяснять детям, что сегодня это высокотехнологичная отрасль, у которой масса направлений: от дорожного рабочего, бульдозериста или экскаваторщика до инженеров, программистов и геодезистов, специалистов по умным дорогам и так далее. Главная особенность дорожного класса - это углубленное изучение математики и физики.

Одна из основных проблем сегодня - выпускники школ могут не сдавать физику как обязательный предмет. Когда они приходят в университет (ИРНИТУ) - им очень сложно учиться, даже тем ребятам, кто имеет базовый колледж за плечами. Преподаватели вузов отмечают низкую образовательную базу по точным предметам. Поэтому мы только за точные науки и, конечно, за профориентацию со школьной скамьи.

СФО Иркутская область Алтайский край Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Томская область Тыва Хакасия