08.10.2025 17:43
В мире

В Беларуси открыли производство телевизоров с ИИ

Текст:  Владимир Бибиков (sob@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №38 (1194)
В Минске на "Н-Холдинге" открыто роботизированное производство телевизоров с искусственным интеллектом, которые могут интегрироваться в систему "Умный дом".
Читать на сайте RG.RU

Рассказывая об этом уникальном проекте, первый заместитель министра промышленности Беларуси Андрей Конюшко отметил, что он во многом стал возможен благодаря единой промышленной политике Беларуси и России, союзная программа о формировании которой была подписана в 2021 году. В ее развитие был принят декрет Союзного государства N 3, уравнявший "в правах" белорусские и российские узлы и детали, используемые для комплектации сложной промышленной продукции. Главная цель - обеспечить технологическую независимость Союзного государства и создать условия для технологического лидерства.

В Минске открылся Центр аддитивных технологий

Сила декрета

С момента принятия документа не прошло и года, а результат налицо. Как сообщили "СОЮЗу" в БелТПП, от Беларуси уже поступило 56 заявок промышленных предприятий на получение соответствующих документов. За каждой - десятки, а то и сотни наименований узлов и деталей.

- Совместно с российскими предприятиями мы ушли по многим позициям от импорта из недружественных стран, - отвечает на вопрос о важности декрета и перспективах его развития первый заместитель министра промышленности Беларуси. - Тот же инновационный комбайн ОАО "Гомсельмаш", благодаря которому в этом году в Беларуси удалось в рекордные сроки убрать зерновые, на 96 процентов состоит из белорусских и российских материалов и комплектующих. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы ввести на законодательном уровне понятие "товар Союзного государства". Это позволит белорусской технике еще шире участвовать в госзакупках, том числе в лизинговых программах Российской Федерации.

100 предприятий машиностроения насчитывается в Беларуси. Они объединены в 17 холдингов, где занято около 150 тысяч инженеров и рабочих

Благодаря креативным подходам к развитию законодательной базы сотрудничества уже более 10 тысяч белорусских и российских промышленных предприятий связаны производственной кооперацией, выполняя взаимные поставки сырья, материалов, узлов и деталей. Упоминавшееся ОАО "Гомсельмаш" производит зерноуборочные комбайны в тесной кооперации с более чем 130 российскими компаниями. А завод БЕЛАЗ из белорусского города Жодино, без гигантских самосвалов которого не обходится ни один российский карьер, сотрудничает более чем с 200 промышленными предприятиями России. Как итог - в этом году БЕЛАЗ изготовил и отгрузил заказчику первый карьерный грейдер общей массой более 74 тонн, сообщил генеральный директор ОАО Сергей Лесин, а также карьерный экскаватор общим весом 200 тонн с ковшом объемом 12 кубов. Оба вида продукции уникальны для Союзного государства. На очереди опытный образец погрузочно-доставочной машины грузоподъемностью 17 тонн для подземных разработок, он уже проходит эксплуатационные испытания.

Григоренко: Экспорт российских IT-решений в Республику Беларусь вырос на 23%

По кредиту доверия

Всего же в белорусской промышленности с целью импортозамещения реализуются 25 инвестиционных проектов, многие из которых финансируются за счет российского кредита, еще 10 подготовлены для обсуждения. Российские средства - хорошее дополнение к белорусским вложениям. Совместные инвестиции идут на закупку машин, оборудования, транспортных средств. Как сообщил Андрей Конюшко, объем инвестиций в основные фонды возрос за истекший период года на 30 процентов, а за пятилетку - втрое! Тот же БЕЛАЗ реализует три крупных инвестпроекта стоимостью во многие сотни миллионов белорусских рублей.

- Эти проекты позволяют нам становиться технологически независимыми, улучшать конкурентоспособность за счет того, что мы начинаем управлять себестоимостью, увеличиваем локализацию внутри холдинга, - резюмирует Генеральный директор ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ" Сергей Лесин. Наши партнеры включены в межправительственные соглашения и субсидируются в том числе кредитными средствами Российской Федерации.

Премьер Беларуси предложил создать союзного робота

Время третьего поколения

А на Минском автомобильном заводе досрочно ввели в строй автобусный завод, сооруженный по инициативе Президента Беларуси. "Тысяча молодых специалистов и опытных рабочих наращивают выпуск пассажирского транспорта, востребованного как в Беларуси, так и в России. Новые мощности уже позволили выиграть контракты на поставку более чем 600 машин, что на старом заводе было невозможно", - сообщил заместитель генерального директора ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" Александр Игнатюк. Это продукция нового, третьего поколения. В "прейскуранте" - 12-метровые электробусы и троллейбусы, вскоре его пополнят 18-метровые машины повышенной пассажировместимости. Выпускаются и автобусы на привычном дизтопливе либо на экологически чистом природном газе. В каждом изделии - не одна сотня российских узлов и деталей, материалов. Еще одна фишка ОАО "МАЗ" - туристические автобусы экстра-класса.

/ Александр Кулевский
Беларусь