Уральские производители такой продукции тоже отмечают рост заказов. Среди игроков отрасли - предприятие "Фудфейс.ру", которое уже восемь лет специализируется на выпуске экологичной картонной упаковки для пищевой промышленности. На шести тысячах квадратных метров разместились типография и производство готовой продукции: бумажных тарелок, упаковки для мороженого, фастфуда, лапши WOK, коробок для роллов.
- Самые активные заказчики - кофейни и службы доставки, а также производители мороженого (от кафе до крупных хладокомбинатов). В последнее время к пулу традиционных клиентов добавились производители снеков, различные спортивные организации и фитнес-клубы, где работают собственные кафе, а также медицинские центры и учебные заведения. В сравнении с показателем прошлого года динамика хорошая - примерно плюс 50 процентов, - говорит основатель компании Андрей Лодкин.
Он отмечает, что помимо крупных и средних компаний среди контрагентов появились начинающие стартаперы и самозанятые, выходящие на рынок с замороженными овощами, ягодами и фруктами в шоколаде. Большинство заказчиков делают акцент на брендирование - это помогает покупателю запомнить компанию. И поскольку потребители пищевой продукции изрядно разбалованы обилием ассортимента, производители вынуждены искать новые решения, привлекающие внимание и удовлетворяющие запросам придирчивых покупателей.
- Сейчас это рынок сплошных противоречий, - продолжает Лодкин. - С одной стороны, безусловным требованием клиентов остается максимально экономичная упаковка. С другой - для заказчиков важны высокая скорость изготовления и качество. При этом сложность решений часто возрастает, что требует дополнительных издержек: одно дело - выпустить простой бумажный стаканчик и совсем другое - сундучки под снеки, где требуется вырубка картона, офсетная печать, ламинация и склейка. Такая работа будет на порядок дороже.
Татьяна Мартьянова, бренд-менеджер компании Pervafood, выпускающей разнообразные блюда длительного срока хранения, отмечает, что акцент смещен с броского оформления упаковки на ее функциональность.
- Потребитель отдает предпочтение упаковке, которую можно использовать практически в любой ситуации: дома, на работе, на природе - чтобы еду можно было разогреть и в СВЧ-печи, и в горячей воде. Готовая еда с коротким сроком хранения такому запросу зачастую не отвечает. А упаковка, позволяющая хранить продукт при комнатной температуре, становится универсальным выбором, - поясняет она.
Продукция отечественных производителей вполне соответствует такому запросу пищевиков, в том числе и та, что выпускается в Арамиле: по качеству она не уступает изделиям зарубежных конкурентов, зато логистика в разы дешевле.
Другой важный тренд, которому вынуждены следовать игроки рынка, - экологичность упаковки: используются материалы, которые подлежат вторичной переработке или биоразложению. Многие заказчики переходят на "зеленую" упаковку, надеясь приобрести лояльных потребителей. Но есть проблема с сырьем.
- Основной материал - высококачественный картон, около 80 процентов которого мы импортируем, в основном из Китая, Турции (ранее использовали финский). Пока отечественные производители картона не закрывают наши потребности именно по качеству сырья. Учитывая сроки поставки (пять месяцев), мы тщательно планируем запасы, - объясняет Лодкин.
Производителю приходится покупать тестовые партии и проверять, можно ли использовать такой картон для конкретной продукции: скажем, тот, что отлично подходит для лапши WOK, не годится для стаканчиков - он слишком плотный и жесткий. А материал для креманок под мороженое должен выдержать испытания на морозоустойчивость в холодильнике.
Желая минимизировать издержки и обеспечить бесперебойную доставку упаковки, бизнес выбирает производителей, которые находятся близко и уже проверены партией в несколько тысяч экземпляров, поэтому основной объем спроса закрывают местные компании.
- Некоторые клиенты, находящиеся недалеко от границы с Китаем, ранее предпочитали приобретать упаковку в Поднебесной. Сейчас логистическая составляющая сильно изменилась, а сроки поставки значительно выросли, и эти факторы многих переориентировали, - дополняет Андрей Лодкин.
Еще одна тенденция, ярко проявившаяся в связи с кадровой проблемой, - автоматизация упаковки товаров.
- Наши заказчики - крупные мясопреработчики, птицефабрики, выпускающие как полуфабрикаты, так и замороженную продукцию, представители кондитерского сегмента, производители макаронных изделий, овощей, - перечисляет менеджер проектов ВКП "Сигнал-Пак" Павел Прадун. - Любая автоматизация начинается с показателя 300 килограммов в час. Уход от ручного труда позволяет повысить производительность и качество: чем быстрее, например, мясо курицы упаковали и отправили в морозильные шкафы, тем меньше на нем патогенов.
На смену стрейч-пленке, которую раньше широко использовали предприятия пищепрома, пришли новые материалы, например, готовые лотки под запайку или вертикальные пакеты с влагопоглощающей салфеткой. Расфасованный на автоматической линии продукт дешевле за счет экономии на оплате труда: требуется всего один оператор, который может обслуживать сразу несколько упаковочных линий, плюс один укладчик пакетов в короб.