14.10.2025 08:45
СЗФО

Как отечественные облачные платформы помогают менеджерам улучшать бизнес-процессы

Текст:  Ольга Гуго (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №233 (9772)
Сегмент SaaS стал одним из самых быстрорастущих в российском IT. SaaS - это облачное программное обеспечение. При такой модели пользователи могут использовать сервис через интернет, оплачивая подписку, а не покупая лицензию на продукт. Такими решениями начинают пользоваться все больше российских компаний. По экспертным оценкам, крупному бизнесу это помогает сократить затраты на IT до 30 процентов, а малому - до целых 50 процентов. О том, чем еще полезны для бизнеса SaaS-разработки и какими облачные решения станут в будущем, "РГ" рассказал основатель и руководитель продуктового направления облачного сервиса Jirametrics.pro Анвар Хакимов.
Анвар Хакимов: Когда руководитель может самостоятельно работать с данными, скорость реакции на уровне компании принципиально повышается / Личный архив Анвара Хакимова
Читать на сайте RG.RU

- Анвар, вы создали сервис анализа процессных метрик Jirametrics.pro со встроенным ИИ-агентом. Как пришла идея сделать такое решение и в чем его эффективность для бизнеса?

Анвар Хакимов: Я начал делать Jirametrics для себя. Мне нужен был инструмент, который легко и без дополнительных проверок показывал бы наглядный срез по бизнес-процессам, помогал собирать метрики и правильно их интерпретировать.

Задача была простая: сэкономить время, чтобы не проделывать одни и те же рутинные операции каждый раз, когда мне необходимо качественно оценить процесс, с которым я работаю.

Классическая проблема управления - долгий цикл между возникновением проблемы и внедрением решения. Менеджеру приходится вручную собирать данные из разных систем, строить отчеты, чтобы просто увидеть сигнал, а потом сформулировать гипотезу, согласовать со всеми и внедрить. И пока это происходит, проблема из небольшой превращается в критическую.

Я перенес метрику lead time - время прохождения задачи через систему - на управленческий цикл и ввел концепцию "lead time до изменения" - время от осознания ситуации до внедрения изменений и проверки эффекта. Ключевая задержка начинается еще до анализа - на этапе сбора и подготовки данных. Мой инструмент сокращает эту часть: данные и отчеты готовы автоматически, сигналы видны сразу.

Мой подход делает процессную аналитику доступной. Раньше требовались специалисты, месяцы согласований и проверок. Теперь любой менеджер или руководитель может самостоятельно работать с данными, что принципиально повышает скорость реакции на уровне компании.

Важно, что при этом сохраняется приватность данных. Сервис работает только с информацией о времени - когда задача началась и завершилась, но не получает никаких деталей.

Еще одна особенность моего подхода - ИИ как помощник в интерпретации. Виртуальный ассистент выступает переводчиком: вместо "время выросло" вы получаете конкретные рекомендации: "задачи копятся вот здесь, попробуйте эти три варианта действий". Это сокращает путь от данных до решения.

- Мы видим, что управление командами сегодня уходит от ручных таблиц к базам данных и ИИ-инструментам. Как эта технологическая революция меняет саму суть управления? И как меняется роль менеджера в цифровую эпоху?

Анвар Хакимов: Технологии не заменяют менеджера, они переворачивают пропорции его работы. Раньше менеджер во многом был сборщиком информации. От 70 до 80 процентов времени уходило на то, чтобы собрать данные, свести их, понять картину. И только оставшиеся 20 процентов - на управленческие решения и работу с людьми. Теперь эта пропорция меняется местами: технологии дают готовые данные, менеджер концентрируется на решениях и команде.

Но ключевое изменение, которое я вижу, - это скорость ожиданий. Когда технологии дают данные мгновенно, а ИИ подсказывает варианты действий - рынок перестает ждать медленных решений.

И здесь проявляется новая роль менеджера: его задача не просто координировать процессы, а быстро адаптировать систему к новым условиям. Мой инструмент как раз про это. Менеджер может сразу переходить к главному: к работе с людьми, к мотивации команды принять изменение, к тому, чтобы почувствовать, кто выгорел и нуждается в поддержке.

- Платформы SaaS в настоящее время стали пользоваться большим спросом у российских брендов как возможность усовершенствования бизнес-процессов. Почему это стало таким востребованным?

Анвар Хакимов: В 2022-2024 годах многие западные инструменты ушли с нашего рынка, и компаниям нужно было быстро находить замену. Классический путь закупки дорогих лицензий, установки локального решения на свои серверы с внедрением в течение полугода, а иногда и целого года перестал работать. Рынок требует решений за недели, а не за месяцы. SaaS здесь выигрывает, поскольку не требует от бизнеса собственной инфраструктуры, серверов и их обслуживания. Вся поддержка и обновления находятся на стороне поставщика.

Также раньше, когда компании смотрели на западные облачные решения, многих беспокоил вопрос: где хранятся наши данные? Сейчас появляются отечественные SaaS, которые хранят данные в России. У бизнеса есть понимание, где физически стоят серверы. Это также снимает барьер внедрения и способствует росту спроса.

Помимо этого, если раньше качественные инструменты для управления, аналитики и автоматизации требовали больших бюджетов, то SaaS предлагает другой путь: ты можешь начать с малого, выбрать минимальный набор лицензий, попробовать. Если решение подошло, его можно масштабировать по мере роста и приобретать больше возможностей по мере необходимости.

- Как вы планируете развивать ваш сервис в будущем? Какие шаги предпринимаете для расширения географии присутствия?

Анвар Хакимов: Продукт уже доступен по всему миру. Сейчас им пользуются свыше 3000 активных специалистов из более чем 500 команд. И основной драйвер роста в настоящее время задает русскоязычное профессиональное сообщество. Вокруг продукта сформировалась активная экосистема практиков - это редкость для инструментов такого класса на нашем рынке. Я также работаю над партнерствами, которые открывают возможности для роста и расширения рынков.

Развитие Jirametrics вижу в трех основных направлениях. В сторону проактивного ИИ. Вместо ответов на вопросы сервис будет самостоятельно контролировать процессы и заранее предупреждать о рисках. Например, уведомлять менеджера, что "вероятен срыв срока через три дня, вот проблема и варианты решения".

Второе направление - глубокая аналитика для крупных компаний. Сейчас браузерное расширение работает с минимальными данными. Это быстро и безопасно. Но для глубокого анализа нужен доступ ко всем данным процесса: блокировки, зависимости, связи между задачами. Это откроет возможность не просто видеть, где слабое место, а понимать, почему оно возникает и как его в будущем предотвратить.

Третье - работа с любыми системами учета задач. Сейчас сервис дает работать только с Jira, но рынок меняется. Появляются отечественные решения, у каждой компании своя система. Специалист должен работать с привычными метриками независимо от инструмента. Как водитель не переучивается заново, пересаживаясь с одной машины на другую, - принципы те же.

СЗФО