Такое заявление сделал глава "Росатома" Алексей Лихачев в эфире телеканала "Россия 24" и сослался на только что завершенный транзитный рейс из китайского порта Нинбо в британский Феликстоу.
Как было сообщено накануне, судно с грузовыми контейнерами общим весом почти 25 тысяч тонн отправилось из порта КНР 23 сентября, зашло в акваторию Севморпути 1 октября, а уже 13 октября встало под выгрузку в Феликстоу. Таким образом, весь путь следования через российскую Арктику занял 20 дней, что практически вдвое меньше, чем при использовании традиционных южных маршрутов - так по горячим следам прокомментировали этот факт в "Росатоме".
После выгрузки в порту Феликстоу контейнеровоз направится в другие европейские порты. А завершится первый в истории СМП контейнерный транзитный рейс из Китая в Европу в конце октября в Санкт-Петербурге, куда китайское судно зайдет на обратном пути.
Глава атомной корпорации, находясь в Харбине, в диалоге с журналистами дал понять, что достигнутое не предел, а лишь первый результат целенаправленного взаимодействия с китайскими партнерами и повод-пример для других стран Тихоокеанского региона, чтобы к этому присмотреться.
В Харбине под председательством главы "Росатома" Алексея Лихачева и министра транспорта КНР Лю Вэй были рассмотрены актуальные задачи сотрудничества наших стран на Северном морском пути в рамках российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. В частности, утвержден план мероприятий для "формирования устойчивого транспортного коридора". Сотрудничество Москвы и Пекина на этом направлении предполагает "внедрение современных логистических и технологических решений для повышения эффективности перевозок".
"Мы видим очень большой интерес китайских предпринимателей к сотрудничеству в арктических широтах, - сообщил по итогам консультаций Алексей Лихачев, слова которого цитирует "Интерфакс". - Первое - это, конечно, транспортная логистика. Это флагманские проекты транзитных маршрутов не только между портами Китая и России, но и между портами Китайской Народной Республики и европейскими странами. И если аналогичный путь Европа - Азия через южные моря, через Суэцкий канал занимает 30-40 дней, то здесь укладывается в 25-28 дней. При оптимальном стечении обстоятельств можно выйти и в срок 14-15 дней".
По словам Лихачева, российско-китайское сотрудничество на Севморпути прирастает высокими темпами. Если оперировать количеством контейнерных перевозок, то в 2023-2024 годах этот показатель вырос вдвое, а с начала нынешнего года - еще примерно на 60 процентов. Глава российской делегации не исключил, что по итогам 2025 года "будет установлен новый рекорд в грузовых показателях контейнерных перевозок".
Напомним, что об учреждении подкомиссии по сотрудничеству на Северном морском пути Китай и Россия договорились в августе 2024 года.