Одна из ключевых и традиционных тем международного форума "Технопром-2025", прошедшего в двенадцатый раз в Новосибирске, - подготовка высококвалифицированных кадров, необходимых для достижения технологического лидерства России.
В этом году на нем было отмечено особое значение интеграции научных исследований, промышленного производства и образовательной системы, образующих так называемый "треугольник Лаврентьева". Этот принцип, получивший имя основателя научного центра Академгородка, был положен в основу строительства научно-образовательного кластера Новосибирской области.
В него сегодня входят 34 научно-исследовательских института, 22 вуза, технопарки. Завершается создание в наукограде Кольцово установки класса "мегасайенс" - Центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов" (СКИФ), в Академгородке - кампуса НГУ мирового уровня. Все это обеспечило Новосибирской области пятое место в Национальном рейтинге научно-технологического развития.
"Именно мультидисциплинарность Новосибирского научного центра и его тесная связь с высокотехнологичным бизнесом позволили создать эффективную модель ПИШ", - сказал министр науки и инновационной политики области Вадим Васильев на панельной дискуссии "Роль ПИШ в кадровом обеспечении технологического лидерства", состоявшейся на "Технопроме".
По оценке директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталия Гришкина, проект создания Передовых инженерных школ оказался успешен в тех регионах, где руководство активно включается в координацию.
"Новосибирская область в этом плане является мощным локомотивом, - подчеркнул эксперт. - В целом цель проекта - не просто готовить инженеров, а создавать лидеров, способных отвечать на самые сложные технологические вызовы и обеспечивать конкурентоспособность России на мировой арене".
Федеральный проект "Передовые инженерные школы" реализуется в рамках нацпроекта "Молодежь и дети". В НГУ по нему начали готовить инженеров с 2022 года. Как пояснили в вузе, уникальность модели заключается в переходе от монодисциплинарной подготовки к созданию междисциплинарных технологических платформ и готовых продуктов. Таким образом, считает Вадим Васильев, вполне реально создать к 2030 году не менее десяти технологических платформ с доходом каждой более 500 миллионов рублей, что станет серьезным вкладом в реальный сектор экономики.
В рамках проекта уже разработан и испытан бортовой радиотехнический комплекс для многоспутниковой группировки "Марафон", создана единственная в России испытательная лаборатория для оптоволоконных датчиков, ведутся разработки виброакустических диагностических систем.
Для нефтегазовой отрасли запущена платформа геофизического мониторинга, выполняются работы по созданию реагентной базы для персонализированной медицины.
В сфере биотехнологий запущены новые лаборатории - полногеномных технологий, биоинформатики. В открытой год назад лаборатории экологического инжиниринга и технологий декарбонизации проводятся исследования и разработка инженерно-технических решений, направленных на минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, ликвидацию накопленного экологического вреда.
Также здесь разрабатываются технологии рационального природопользования и ресурсосбережения.
"Сегодня перед нефтегазовой отраслью стоит задача повышения эффективности добычи трудноизвлекаемых запасов. НГУ стал головной организацией консорциума, выигравшего грант на развитие методик цифрового керна с использованием синхротронного излучения. Инновационный инструмент поможет нефтяной отрасли ответить на этот вызов", - привел пример заместитель директора ПИШ НГУ Владислав Канажевский.
Начальник отдела дополнительного образования ПИШ НГУ Юлия Зленко считает, что уникальность опыта ПИШ НГУ - во взаимодействии со школьниками. "Это не профориентация в классическом понимании, а настоящее "погружение в профессию" с головой, - говорит эксперт. - Первая ступень в подготовке кадров для региона, в которых сегодня нуждается каждое предприятие, - дополнительное образование школьников.
Стратегически мы выстраиваем долгосрочную траекторию работы "школа - вуз - предприятие". Выпускники наших программ приходят в НГУ уже с опытом проектной работы, интересом к инженерии и более осознанным пониманием своего будущего профессионального пути".