15.10.2025 15:45
ХМАО

В Сургуте опять затормозилось возведение инфраструктуры для федерального проекта

В Сургуте тормозится реализация федерального проекта научно-технологического центра
Текст:  Никита Кондрашин (Югра)
Российская газета - Экономика Большого Урала: №236 (9775)
В Сургуте затягивается создание инфраструктуры для научно-технологического центра (НТЦ) "Юнити Парк": недавно муниципальные власти вынуждены были выгнать с площадки подрядчика, потребовав вернуть аванс и выплатить неустойку - полмиллиарда рублей. Под вопросом сдача в срок и других объектов, к примеру, набережной возле НТЦ. Но в прошлом году мэрия уже пошла навстречу партнерам, сдвинув даты исполнения контрактов. Тогда на фоне корректировок договоров губернатор Югры Руслан Кухарук поручил главе города Максиму Слепову взять ситуацию под личный контроль и не допустить новых проволочек. Но, видимо, история рискует повториться.
Читать на сайте RG.RU

"Юнити Парк" - строящийся научный комплекс мирового уровня. Проект предусматривает создание экосистемы для взаимодействия науки, бизнеса и образования. Это будет целый квартал, в центре которого - корпуса университета на две тысячи студентов, рядом возведут общежитие, технопарк, конгрессно-выстовочный и спортивный центры, здание для исследований в сфере биомедицины и разработки передовых технологий для нефтегазовой отрасли. Частный инвестор возведет в квартале несколько жилых комплексов, где будут также школы, детские сады, медицинский центр, гостиница, офисные здания. По последней озвученной информации общий объем инвестиций оценивается в 90 миллиардов рублей, часть средств вложит бизнес. Срок завершения проекта - 2032 год.

Некоторые объекты уже строятся, а вот создание инфраструктуры для НТЦ буксует. Недавно муниципальные власти расторгли два контракта на прокладку сетей водоотведения и теплоснабжения на общую сумму 786 миллионов рублей. Причина в обоих случаях одинаковая - отставание от графика. Подрядчик, компания "Механизатор", приступил к работе в 2022 году, однако сроки окончания уже дважды сдвигались. В итоге сдать объекты предстояло до зимы 2025 года, но минувшим летом муниципальные власти от услуг исполнителя отказались.

Госучреждения стараются экономить бюджетные деньги, и это правильно. А во избежание провалов следует максимально ответственно подходить к выбору исполнителя контракта

"В настоящее время (летом 2025 года. - Прим. ред.) строительно-монтажные работы на объекте не ведутся, из чего следует, что окончание работ в текущем году становится явно невозможным", - аргументировало МКУ "Управление капитального строительства" Сургута такое решение. На момент расторжения договоров степень готовности каждого объекта не превышала 20 процентов. Но бизнес с позицией властей не согласился и через суд пытается вернуть себе контракты. Отметим: в компании ситуацию не комментируют.

У наблюдателей вызывают серьезные вопросы еще несколько объектов на площадке НТЦ, среди них наибольший объем инвестиций приходится на набережную за 3,7 миллиарда рублей. В 2022 году ее обустройством занялась крупная местная организация - СК "ЮВиС". Госзаказчик надеялся увидеть готовый объект в конце 2024 года, но сроки, как и в описанных выше случаях, пришлось корректировать.

Как исполнителю госконтракта не уйти в минус из-за роста цен

"Для Сургута в перспективе это 5600 новых рабочих мест. Город завел на территорию сети, сделана дорога, в следующем году закончим набережную", - описывал Максим Слепов перспективы важной для города стройки в декабре 2024 года. При этом он отмечал: строительство идет не так быстро ввиду санкций.

Впрочем, мешали не только политические факторы и оплошности исполнителей, но даже стихия - из-за паводка прошлым летом подрядчику пришлось приостановить бетонирование ограждения набережной. Директор управления капстроительства Андрей Стеценко рассказал "РГ", что на начало сентября 2025 года готовность объекта составила 70 процентов.

Есть проблемы и с прокладкой сетей газоснабжения стоимостью 1,3 миллиарда рублей: подрядчик, ТПП "Контур" из Тюмени, на начало осени выполнил 20 процентов работ, рассказали в городском управлении капстроительства. При этом, согласно контракту, компания должна была полностью закончить работы уже в августе. Отметим: и по этому договору стороны ранее корректировали сроки и цену. Сейчас местные власти насчитали фирме неустойку 25 миллионов рублей. В тексте претензии сообщалось, что организация допустила просчеты при разработке проектно-сметной документации: некачественно выполнила изыскательские работы, топографическую съемку, несвоевременно получила необходимые согласования.

Сложности также со строительством сетей электроснабжения за 370 миллионов: вероятно, и их не успеют сдать в 2025 году - сейчас выполнены лишь 30 процентов задач.

Строительный комплекс взял курс на повышение эффективности

Казалось бы, реализацию проекта федерального значения власти бдительно контролируют: площадку периодически посещают первые лица региона и города, департамент жилищно-коммунального комплекса ХМАО регулярно проводит "рабочие совещания с муниципальным образованием, руководящий состав выезжает на объекты". Однако, как отмечал Максим Слепов, "не все подрядчики справляются с требованиями, предъявляемыми к срокам и, главное, качеству работ".

Эксперты в сфере строительства пояснили "РГ": Сургут в этом плане не уникален, проволочки случаются и на других крупных федеральных объектах. Одна из причин - системные проблемы в законодательстве о госзакупках, лейтмотив которого: "Чем дешевле, тем лучше".

- К этому добавляется отсутствие ответственности госзаказчиков за качество тендерной документации. Безусловно, они отвечают за соблюдение процедур на торгах, но за качество смет, техзаданий и проектной документации - нет. Сначала по "кривому" ТЗ делается проектная документация, какое-нибудь контрольное управление вдобавок урежет сметы ниже себестоимости, потом участник тендера "уронит" цену контракта - понятно, к какому результату все это может привести, - говорит помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере строительства Евгений Лоскутов.

Тем не менее эксперты призывают учитывать позицию государства: госучреждения стараются экономить бюджетные деньги, вкладывать их с наибольшей отдачей, и это правильно. А во избежание провалов следует максимально ответственно подходить к выбору исполнителя контракта. Госзаказчику необходимо ориентироваться не на формальный опыт претендента, а на реализованные проекты, взаимодействие со смежниками.

В Госдуме рассказали, как наукоемкий бизнес встроят в цепочки госзакупок

- Основная проблема крупных инфраструктурных проектов не столько в цене, за которую готов работать подрядчик, сколько в его способности выдержать уровень ответственности и техническую сложность задачи, - говорит участник экспертного совета Государственной думы по энергетике гендиректор Zapusk Group Алексей Равинский.

Особое внимание стоит уделять не только самой процедуре торгов, но и предварительному аудиту площадок, созданию эффективной системы взаимодействия: если до начала работ согласовать все технические условия, провести переговоры с поставщиками, рассчитать стоимость каждого этапа, это на порядок снизит вероятность срыва сроков.

- Спасает не скорость, а прозрачная архитектура взаимодействия: когда региональные органы власти, инвестор и подрядчики работают в единой информационной среде - с четко определенными статусами, сроками и зонами ответственности, - проект сохраняет устойчивость. Тогда даже при смене подрядчика он не "падает", а продолжается в рамках утвержденной модели, - резюмирует Алексей Равинский.

ХМАО