18.10.2025 05:30
Общество

На Урале учителя и родители схлестнулись в споре из-за внешнего вида учеников

Текст:  Марина Порошина ("Российская газета", Екатеринбург - Челябинск)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №235 (9774)
Сразу два острых конфликта разгорелись в школах на Урале. Так, в Челябинске ученицам с пирсингом и красными волосами директор школы предложила перейти на семейное обучение. А в школе Березовского, что под Екатеринбургом, на уроки не пускали девочку в кокошнике. Возник конфликт между родителями и учителями. Разгорелась дискуссия в обществе. Так как и в чем можно ходить на уроки? Кто вправе диктовать правила внешнего вида?
Про прическу в законе ничего не сказано - свобода самовыражения полная. / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU

Убрать и перекрасить

В Челябинске мамы шестиклассниц школы N 78 доложили прибывшим по вызову тележурналистам: одна девочка покрасила волосы в розовый цвет, другая сделала пирсинг нижней губы. Родители возмущены требованием школьной администрации убрать и перекрасить, потому что девочки переживают. Прокуратура пообещала прислать в школу проверку, но педколлектив пока держится, объясняя: "В правилах внутреннего распорядка четко написано, как должен выглядеть ученик школы N78. Ни про красные волосы, ни про пирсинг, что это разрешено и приветствуется, этого нет".

- По Закону "Об образовании в РФ" школы вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия, - говорит адвокат Андрей Каспирович.

Относительно же причесок учеников, маникюра, макияжа, то этими вопросами законодатель не задавался и критериев не устанавливал. Так что свобода "творчества" не возбраняется. Так что, скорее всего, в этом конфликте школа проиграет, что не запрещено - то разрешено, к тому же родители настроены на борьбу. Слово и просьбы учителя, общие требования - для многих, к сожалению, давно уже не закон, а отличный повод поговорить о разнообразных правах обучающихся.

Ободок или кокошник?

Все началось с того, что второклассница Верочка (имя изменено) пришла на урок в школу Березовского в кокошнике. Учитель попросила кокошник снять как не соответствующий принятому в учебном заведении деловому стилю. И эта просьба прославила учителя на всю страну. Мама девочки, Екатерина, уверена, что кокошник этому деловому стилю не противоречит, и Екатерина обратилась к широкой общественности, включая журналистов.

Школьный конфликт из-за кокошника на глазах взлетел в топ новостей. / РИА Новости

Кокошник при этом почти все называли "аккуратным ободочком", это же, мол, не корона больше головы. От этого произвол учителя и поддержавшего ее директора школы становился вопиющим. К тому же одновременно "кокошник из Березовского" стал символом борьбы за национальные ценности. Школьный конфликт на глазах изумленных участников взлетел в топ новостей. На городском портале за право второклассницы носить одобренный кокошник проголосовало более 4 800 человек, за деловой стиль отдали жалкие 225 голосов. Недальновидную позицию директора школы немедленно осудили член СПЧ при президенте Марина Ахмедова и и.о. министра образования Свердловской области Светлана Тренихина. Комментаторы же закидали директора личными оскорблениями, в школу прислали проверку... и бригаду "скорой помощи", потому что у Верочкиного учителя случился гипертонический криз.

И мы когда-то ходили в мини

Канули в Лету времена советской школы, когда вызов родителей грозил проблемами нерадивому школяру. Как не вспомнить годы собственной юности беспечной: однажды, учась в девятом классе, я взяла ножницы и укоротила школьную форму до параметров критичного мини. И отправилась в школу. Отражение в зеркале радовало, одноклассники пялили глаза, все полностью совпадало с моим ощущением свободы.

Маме - пиар, дочке - способ самовыражения, учителю - гипертонический криз

Но классная руководительница Софья Вениаминовна стиль не оценила и позвонила моим родителям. На следующий день мне купили новую форму. Тогда моим родителям даже в голову не пришло бороться с произволом школьной администрации и "травлей несчастного ребенка".

Сегодня любое замечание грозит немыслимыми проблемами учителям. Школьный устав надо прописывать тщательнее брачного контракта с учетом судебных процессов. И школе такие ситуации отчаянно мешают выполнять свои главные функции: учить и воспитывать.

Не услуга, а программа

- Учить - научим, воспитывать - увольте, - говорит Ирина Николаевна, учитель математики с 25-летним стажем. - Сейчас учатся дети 30-40-летних родителей, которые мне открыто говорили, что воспитывать их ребенка школа не имеет права, наше дело - оказывать "образовательные услуги". Смотрите, в ситуации с кокошником: маме - пиар, дочке - уверенность в правах, учителю - гипертонический криз. Уважение к учителю убито.

- Я могу договориться с любым ребенком, но на родителей у меня нет сил, - добавляет ее коллега, педагог начальной школы Татьяна Борисовна. - На днях я попросила не давать мальчикам с собой игрушечные пистолеты. В чате мне родители написали, что я не имею права указывать, во что детям играть на перемене. У родителей по любому вопросу свое единственно верное мнение. А у меня два класса в две смены, 63 ребенка, два чата... Знаете, я расплакалась вечером, октябрь, а я уже как выжатый лимон.

Увы, "битвы" с родителями из-за пустяков отнимают много сил у всех участников. И всем нелишне вспомнить, что еще в 2022 году из Закона "Об образовании в РФ" исключено понятие "образовательная услуга", взамен введены понятия "образовательная программа" и "государственное задание". Что меняет приоритеты. Но вот как быть с пирсингом и розовыми волосами - вопрос открытый.

Комментарий

В каждой школе сегодня есть свой устав. Это локальный документ, который должен быть в открытом доступе: в бумажном или электронном виде. Как правило, именно там прописан внешний вид ученика.

- Эти правила нужны вовсе не для того, чтобы ограничить индивидуальность, запретить выражать свою уникальность, - говорит педагог-психолог и наставник-просветитель Инга Горбунова. - Когда в школу приходит ученик с ярким цветом волос или одежды, он сразу отвлекает внимание остальных ребят от урока. Но, согласитесь, ведь вы не за этим приходите в школу, правда? Самому владельцу цветной головы это может и не мешать учиться, а вот одноклассникам...

Что делать? Психолог советует учителям да и родителям почаще объяснять значение внешнего вида в учебном процессе. Здорово проводить в школе иногда классные часы или факультативы, посвященные вопросам внешнего вида и этикета. Если учитель считает что нужно поговорить с учеником, то делать это нужно только лично, без лишних глаз и ушей.

Мария Агранович

Ректор МГУ Садовничий предложил ограничить прием олимпиадников в вузы
Образование Образ жизни