В 2022 году компания заключила контракт на поставку грузовых шин, которые входят в число товаров, разрешенных для параллельного импорта из недружественных стран. Партия предназначалась для ввоза в Россию, однако для поставщика получателем была указана фирма одной из стран ЕАЭС. Поэтому в сертификате о происхождении товара, где указываются в том числе сведения о стране происхождения и о месте производства товара, в качестве страны назначения была указана не Россия, а первоначальный грузополучатель. На этом основании таможенный орган потребовал от ООО "Атлант" внесения изменений в таможенную декларацию. Кроме того, происхождение товара было объявлено неподтвержденным, поэтому за грузовые шины необходимо было дополнительно уплатить антидемпинговую пошлину, которая введена с 2015 года по решению Евразийской экономической комиссии. Но грузополучатель этого не сделал, товар остался на таможенных складах. И оспорить это решение через суд не удалось.
Как подчеркивает заявитель, документы на таможне были отвергнуты лишь на том формальном основании, что РФ не была указана в них как страна поставки, в то время как сертификат о происхождении товара должен подтвердить прямо противоположную информацию - начальную точку цепочки. А выдача именно такого сертификата, которого потребовали таможенники, "в настоящее время невозможна в связи с введением Европейском cоюзом неправомерных ограничительных мер в отношении России".
Судьи КС РФ напомнили, что "решения органов публичной власти не должны усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, действующих в современных условиях на международной экономической арене". А кроме того, указали, что установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, дискредитирующих конкретный сертификат о происхождении товара.
- Действующее регулирование не отрицает и не исключает, в частности, возможность изменения в ходе обычной хозяйственной деятельности (в результате заключения гражданско-правовых сделок в отношении товара в процессе его транспортировки) страны назначения товара или грузополучателя, не вводит обязанность осуществить в связи с подобными обстоятельствами замену ранее выданного (в стране вывоза или производства) сертификата о происхождении, подлинность которого при этом не ставится под сомнение, - пояснил КС РФ. Положения статьей 20 и 21 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" признаны не противоречащими Конституции. Акты по делу пересмотрят.