17.10.2025 10:00
Экономика

Россия успешно налаживает выпуск полностью отечественных двигателей

Текст:  Федор Боровиков
Тема замещения агрегатов и элементов, поступавших в Россию из недружественных стран, отечественными аналогами активно звучала в начале осени на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. После ВЭФ президент Владимир Путин посетил Самару, где вновь поднял эту проблему. На совещании по вопросам двигателестроения глава государства, в частности, сообщил, что Россия завершила импортозамещение двигателей для многоцелевого вертолета "Ансат" и самолета "Суперджет", и теперь они соответствуют лучшим мировым стандартам. Российский лидер подчеркнул, что "двигателестроение является одним из ключевых показателей технологического развития и суверенитета России".
Тяговые генераторы отечественного производства (ГПП-840) для маневровых тепловозов. / АО "ТМХ"
Читать на сайте RG.RU

Эксперты подтверждают, что наша страна действительно прошла большой путь в этом направлении за последние годы.

"В СССР много внимания уделялось этой сфере, однако в 1990-е начался простой, часть проектов закрыли, от чего-то отказались в пользу импорта. Однако за последние три года мы прошли серьезный инженерный путь. Сегодня с уверенностью можно сказать, что Россия способна самостоятельно делать импортонезависимые двигатели. Это касается как железнодорожного и судоходного машиностроения, так и всего транспортного машиностроения и двигателестроения в целом", - поделился с "РГ" президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

В качестве примера можно привести компанию "ТМХ-Энергетические решения" (ТМХ-ЭР, входит в АО "ТМХ"), которая производит полностью отечественные дизельные двигатели для судов. Сегодня продукция используется на внутреннем рынке, но планируются и зарубежные поставки. Также, по словам генерального директора ТМХ-ЭР Андрея Васильева, компания косвенно участвует в крупном международном проекте. Росатом строит в Египте атомную электростанцию "Эль-Дабаа", а ТМХ-ЭР будет поставлять туда сверхмощные двигатели серии Д500 (6300-6400 кВт). Поставки оборудования начнутся до конца года. Планируется, что ТМХ-ЭР в перспективе станет головным дизелестроительным предприятием для Росатома.

Кроме того, входящий в состав компании Коломенский завод не так давно продемонстрировал посетителям Петербургского международного газового форума (ПМГФ) ряд уникальных отечественных разработок в области энергорешений.

"Инжиниринговый центр двигателестроения (ИЦД) АО "ТМХ" и АО "Коломенский завод" создали для отечественного рынка распределенной энергетики дизель-генераторы и газопоршневые двигатели-генераторы, не уступающие зарубежным образцам", - рассказал "РГ" заместитель генерального директора ТМХ-ЭР по техническому развитию и проектному управлению Дмитрий Мирный.

/ АО "ТМХ"

Речь идет о газопоршневом двигателе-генераторе 1-9ГМГ мощностью 900 кВт и дизельном двигателе-генераторе 17-36ДГ мощностью 1700 кВт. Оба двигателя предназначены для установки на стационарных и блочно-модульных электростанциях и могут использоваться в качестве источника не только электрической, но и тепловой энергии для нужд промышленных предприятий и объектов энергообеспечения.

"Мы видим усилия и высоко оцениваем результаты работы специалистов предприятий ТМХ по созданию новых образцов техники, необходимых для нефтегазовой отрасли. Успешное прохождение опытно-промышленных испытаний и сертификация продукции ТМХ позволят широко использовать ее в программе импортозамещения оборудования инфраструктурных объектов ПАО "Газпром", - заявил начальник управления ПАО "Газпром" Анатолий Шаповало.

В условиях западных ограничений машиностроительная отрасль страны стала еще более активно работать на внутреннем рынке и на территории стран СНГ.

"Санкции влияют не только на российскую промышленность, но и на белорусскую, в том числе и на знаменитый "БелАЗ". В какой-то момент перед нами встала задача создать полностью отечественный двигатель для этой карьерной техники. Для нас это было серьезным вызовом, но мы справились. Сейчас несколько десятков самосвалов с дизель-генераторным двигателем 16-36ДГ серии Д49 находятся в опытной эксплуатации непосредственно на карьерах", - поделился Андрей Васильев.

Что касается рынков дальнего зарубежья, сегодня наши компании серьезно ограничены западными санкциями.

"То есть мы там либо не представлены, либо представлены в очень малых объемах. И это происходит не потому, что наша продукция неинтересна, а именно из-за сложностей, связанных, в том числе, и с системой расчетов", - пояснил Иванкин. По словам эксперта, интерес к российской технике есть, в том числе и на американском рынке, где ее готовы рассматривать в качестве конкурентных аналогов.

Экономика