Парадокс заключается в том, что Италия подарила миру величайших футболистов и легендарные клубы, но сейчас простой итальянский болельщик должен выбирать: платить за просмотр матчей или потратить эти деньги на продукты и оплату коммунальных или иных счетов. Для страны, где calcio (футбол) - часть национальной идентичности, это действительно болезненная тема, которая вызывает горячие дискуссии в парламенте и на улицах.
Еще совсем недавно по воскресеньям вся семья собиралась у телевизора, включала обычный бесплатный канал, и этого было достаточно, чтобы наслаждаться матчем "Ювентуса" или "Милана" в кругу родных и близких. С тех пор, к сожалению, много воды утекло.
Из бесплатного контента осталось разве что RAI - итальянское общественное телевидение, за которое итальянцы все равно платят налог (около 90 евро в год). Каналы, входящие в этот холдинг, показывают разве что рядовые матчи сборной страны и лишь иногда - большие турниры вроде чемпионата Европы или мира. И в такие счастливые моменты, как в былые времена, итальянцы устраивают настоящие праздники, выносят телевизоры на пьяццы (площади), собираются всем кварталом. Иногда также радует своей щедростью Mediaset, который с барского плеча может вдруг бесплатно показать какой-нибудь матч Лиги чемпионов, но это скорее исключение, чем правило.
А в остальном, если преданный болельщик "Интера" или "Ромы" захочет смотреть все матчи "Серии "А", ему придется активировать DAZN - главную платформу, которая забрала себе практически весь чемпионат в главном дивизионе. Стоит это удовольствие около 45 евро в месяц. Для итальянской семьи со средним доходом - весьма ощутимая сумма. И самое обидное, что качество трансляции иногда подводит, интернет тормозит, а болельщики нервничают не только из-за игры, но еще и по причине торможения картинки на экране.
Но на этом мучения тиффози не заканчиваются: для просмотра матчей Лиги чемпионов нужен Sky Sport, то есть еще 40-50 евро в месяц сверху. Плюс Sky показывает три матча "Серии "А" в неделю, которых нет на DAZN. На этой платформе можно также купить право смотреть один матч, стоимость которого варьируется от 4 до 10 евро. То есть получается: чтобы увидеть все игры главной лиги, нужно платить за обе подписки около 80 евро в месяц.
Amazon тоже заполучил кусок от этого пирога: один топовый матч Лиги чемпионов по средам. Правда, есть Prime Video, относительно дешевый - 5 евро в месяц, но это все равно еще одна подписка, от которой неизбежно страдает семейный бюджет и растет народное негодование.
В барах, на улицах, на рынках постоянно слышны жалобы: "Раньше футбол был для всех, а теперь только для богатых!" Многие пожилые тиффози просто отказались от просмотра: они не могут или не хотят долго разбираться со стриминговыми платформами и смартфонами. Молодежь же массово ищет нелегальные трансляции в интернете, что, безусловно, бьет по футбольной индустрии.
Но поскольку футбол играет роль некоей духовной скрепы, не так давно появилась традиция собираться в барах, где владелец оплачивает все подписки. Смотрят матчи большими компаниями за бокалом пива или чего покрепче. Атмосфера невероятная: крики, объятия после гола, споры о тактике. И все же этим не заменить уютный семейный просмотр дома, когда нонна (бабушка) готовит пасту, а дедушка рассказывает истории о временах великих футболистов масштаба Паоло Росси или Паоло Мальдини.