Кроме того, во многих странах, включая Россию, зафиксирован "резкий спад эмоциональной вовлеченности детей в школе".
То есть даже при высоких результатах дети могут не получать удовольствия от учебы, и воспринимают ее как обязанность, приправленную стрессом.
"К нам приходит множество обращений о росте формальной нагрузки на школьников - до 55-56 часов в неделю в старших классах, - рассказала "РГ" председатель Всероссийского педагогического собрания, профессор РЭУ им. Плеханова Валентина Иванова. - На наш взгляд, не объем, а характер учебной деятельности определяет уровень утомления и эффективность обучения. Еще выдающийся психолог Лев Выготский писал, что усталость школьника определяется не часами за партой, а тем, насколько учебная задача соответствует зоне его ближайшего развития. Исследования во многих странах доказали: если обучение идет вне этой зоны - либо слишком просто, либо чрезмерно сложно - оно вызывает скуку".
Однако, как отметили участники дискуссии, Россия не в числе стран с максимальной нагрузкой на школьников обучающихся. Фактическое время преподавания в российских школах ниже, чем в большинстве стран.
"Проблема не в количестве уроков. Необходимо изменение педагогических технологий, - высказался председатель Экспертного совета Всероссийского педагогического собрания Сергей Шишов. - Главная опасность при сокращении учебных часов в том, что освободившееся время у детей сегодня уходит не на отдых, а на экраны ноутбуков и телефонов. Работа с экраном провоцирует фрагментарное, "клиповое" мышление, снижает вербальный интеллект и мотивацию".
Народный учитель России Ольга Ройтблат разделяет опасения коллеги: если просто сократить школьную нагрузку без замены ее содержательной альтернативой, дети заполнят освободившееся время цифровыми развлечениями.
"Свободное время без структуры и смысла не становится ресурсом для восстановления - оно превращается в дополнительный источник пассивного стресса и опасность потерять свою детскую мечту, не начав движения к ней", - прокомментировала Ольга Ройтблат.
Обсудили и практику других стран.
"Как известно, Китай часто упоминается в аналитических материалах как страна со строгой и требовательной системой образования, где большое внимание уделяется результатам экзаменов, - рассказал директор петербургского лицея № 369 им. Героя России А. Н. Жихарева Константин Тхостов. - Официальный учебный день там часто продлевается за счет обязательных дополнительных занятий, большого объема домашних заданий и широкого распространения репетиторов".
Директор Образовательного центра "Перспектива" в Брянске Иван Пихенько вспомнил Сингапур, где система образования делает упор на академическую успеваемость. В учебном году нет длинных каникул, он разделен на два семестра. В стране - высокая конкуренция, а успеваемость в значительной степени влияет на будущие академические возможности. Или вот, к примеру, Южная Корея известна строгостью и соперничеством. Ученики проводят долгие часы в школе, за которыми следуют дополнительные занятия с репетиторами. Япония известна высокими стандартами и требовательной учебной средой. Студенты с юных лет сталкиваются с огромным давлением и конкуренцией.
Эксперты предложили ряд мер, чтобы снизить нагрузку и повысить мотивацию.
Нужны переход к деятельностному обучению в "зоне ближайшего развития"; синхронизация программ между предметами; отказ от механических заданий в пользу осмысленных проектов; ограничение цифровых технологий до уровня, подтверждённого гигиенической экспертизой.
Как отметил заместитель председателя Общественной палаты Ростовской области Александр Нечушкин, без этих изменений любые меры по "разгрузке" - будь то сокращение часов или отмена домашних заданий - окажутся косметическими и не приведут ни к улучшению здоровья, ни к повышению качества образования. Истинная разгрузка - это не меньше часов, а больше интереса и смысла".