21.10.2025 00:30
Власть

Сергей Собянин возглавил Москву 15 лет назад. Что изменилось с тех пор в столице?

Текст:  Александр Мелешенко
Российская газета - Столичный выпуск: №239 (9778)
Станция метро "Юго-Западная" больше не конечная, а от новой конечной до нее ехать на поезде почти полчаса. В аэропорт Внуково удобнее всего добираться на подземке по Солнцевской линии. Вместо долгостроя на месте гостиницы "Россия" открыт парк, который ежегодно посещают 12 миллионов человек. По Тверской теперь можно гулять, не обходя припаркованные на тротуаре машины.
Сергей Собянин преобразил Москву и продолжает работать на благо города. Жителям уже кажется, что бурное развитие столицы - процесс неостановимый. / Илья Питалев / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Если бы кому-то из москвичей сказали об этом 15 лет назад, не поверили бы. Да и сам Сергей Собянин вряд ли подозревал о грядущих переменах в жизни города, когда 21 октября 2010 года депутаты Мосгордумы утверждали его в должности мэра.

Москва тогда воспринималась как клубок неразрешимых проблем. Она больше принадлежала не людям, а машинам, которых с каждым годом становилось больше. Они стояли в бесконечных пробках на дорогах, парковались на тротуарах по всему центру города, из пешеходных улиц у горожан был разве что Арбат. За вход в Парк Горького брали деньги, а ВДНХ больше походила на барахолку, где в исторических павильонах торговали буквально всем: от шуб до шашлыков.

Слева - вход на ВДНХ в середине 1990-х. Справа - современный вид. Коллаж: РИА Новости, Михаил Терещенко/ТАСС

В такой ситуации было бы логичнее взяться за что-то одно: транспорт, благоустройство, борьбу со стихийной торговлей и так далее.

Сергей Собянин, однако, решил действовать сразу по всем фронтам, и результаты не заставили себя ждать. Не всем это нравилось - те же платные парковки поначалу воспринимались в штыки, да и сейчас вызывают пересуды. Но достаточно сравнить уличные панорамы 15-летней давности с нынешними широкими тротуарами, зелеными улицами с местами отдыха, и сразу становится понятно, ради чего это делалось.

Слева - вход на ВДНХ в середине 1990-х. Справа - современный вид. Коллаж: РИА Новости, Михаил Терещенко/ТАСС / Алексей Майшев/РИА Новости

А метро? Количество станций в 2010 году составляло 182, а сейчас вместе с МЦК их больше 300.

Слева - вход на ВДНХ в середине 1990-х. Справа - современный вид. Коллаж: РИА Новости, Михаил Терещенко/ТАСС / Сергей Гунеев / РИА Новости

Никакого МЦК, кстати, 15 лет назад не было, хотя разговоры о необходимости использования старой железной дороги ходили еще с 1990-х. Сегодня же по этому кольцу каждый день совершается 640 тысяч поездок, а прилегающие к дороге промзоны благодаря ее появлению получили толчок к развитию - их застраивают жильем, офисами, новыми современными предприятиями, социальными учреждениями.

Современный московский транспорт в фотографиях

За время работы Сергея Собянина в жизнь москвичей вообще вошло много транспортных аббревиатур - МЦД, БКЛ, МСД и другие. За каждой - новые транспортные системы, построенные с нуля, которым зачастую нет равных в мире. К примеру, самое большое в мире метрокольцо - Большую кольцевую линию - построили всего за 11 лет.

Как выглядят новые станции Большой кольцевой линии

Про автомобилистов и наземный транспорт, вопреки опасениям, не забыли. Дорожная сеть, например, увеличилась более чем на 1,5 тысячи километров за 15 лет. Причем это не просто новые дороги, а еще и сотни искусственных сооружений, развязок, мостов, тоннелей, эстакад.

Слева - вход на ВДНХ в середине 1990-х. Справа - современный вид. Коллаж: РИА Новости, Михаил Терещенко/ТАСС / Илья Питалев/РИА Новости

Но по городу стало приятно и удобно не только ездить. По нему снова начали гулять. Программа "Моя улица" за несколько лет преобразила весь центр города и уже давно шагнула на окраины. Улиц, завешенных разномастной рекламой и проводами, с узенькими тротуарами, ветхими фасадами, тусклыми фонарями, будто и не было. На Тверскую, например, вернулись исторические липы. Скептики говорили, что не приживутся, но сейчас уже многие и не помнят, что улица недавно была совсем другой, серой.

Тверская улица в 2007 году - это царство рекламы и автомобилей. В 2025 - зелени и пешеходов. Коллаж: Евгений Гладин/ТАСС, РИА Новости / Илья Питалев/РИА Новости

А обновленные школы, поликлиники и больницы?

В принципе, на этом можно было бы остановиться и почивать на лаврах. Но это, похоже, не в характере Сергея Собянина. Москвичам уже кажется, что бурное развитие города - процесс неостановимый.

Тверская улица в 2007 году - это царство рекламы и автомобилей. В 2025 - зелени и пешеходов. Коллаж: Евгений Гладин/ТАСС, РИА Новости / mos.ru

Не успеешь привыкнуть к новым станциям метро, как появляются целые новые ветки. Не успеешь запомнить новый маршрут на работу на машине, как навигатор сообщает об открытии еще одной дороги. Не успеешь полюбить новый парк, как узнаешь, что появился новый, еще лучше. И так - во всем.

Практически закончена реконструкция всех 340 московских поликлиник. Все они теперь, как и новостройки, работают по московским стандартам, оказывая медицинскую помощь горожанам в шаговой доступности от дома. / Сергей Михеев/ РГ
За минувшее лето завершилось комплексное благоустройство шести набережных на правом берегу Москвы-реки от Садового кольца до Нагатинского затона - Шлюзовой (0,9 километра), Дербеневской (1,5 километра), Павелецкой (1,1 километра), Даниловской (1,3 километра), Новоданиловской (1,6 километра) и Нагатинской (около пяти километров) - общей протяженностью 11,4 километра. А всего за последние годы благоустроено более 100 км набережных. / Сергей Михеев/РГ
За семь с половиной лет участниками проекта "Московского долголетия" стали почти 700 тысяч москвичей старшего возраста. Сейчас в городе больше 140 центров проекта. Их сеть постоянно расширяется и охватывает почти все районы столицы. / Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Более 600 образовательных учреждений построено в столице с 2011 года. Но Москва не только строит новые школы, но и модернизирует здания советских времен. Первые 53 школьных корпуса после обновления трудно отличить от новостроек - они такие же комфортабельные и оснащены самым современным оборудованием. / Сергей Михеев/ РГ
Открытие стадиона "Металлург" после реконструкции. Реконструированы в городе и многие другие исторические стадионы: "Автомобилист", "Локомотив", "Авангард" и другие. / Сергей Михеев/РГ
Сколько споров породила в свое время программа реновации в Москве! Между тем, с момента ее запуска в 2017 году уже 235 тысяч москвичей переехали из отживших свое "хрущоб" в новые комфортабельные квартиры. / Евгений Биятов/РИА Новости
С 2011 года в Москве построили свыше 1,1 тысячи социальных объектов: школ, детских садов, медучреждений, спортивных и культурных комплексов. Их возвели как за счет средств столичной Адресной инвестиционной программы, так и при участии частных инвесторов. / Денис Гришкин/РИА Новости
С 2011 года в Москве построили свыше 1,1 тысячи социальных объектов: школ, детских садов, медучреждений, спортивных и культурных комплексов. Их возвели как за счет средств столичной Адресной инвестиционной программы, так и при участии частных инвесторов. / Сергей Михеев/ РГ
Когда в 2023 году компания Renault ушла с российского рынка, заводу "Москвич" предсказывали кончину. Но уже спустя полгода он снова заработал. И не только вернул историческое название, но и выпускает четыре модели автомобилей: бензиновый кроссовер "Москвич 3", электрический "Москвич 3е", лифтбек "Москвич 6" и новый трехрядный "Москвич 8". С начала этого года россияне приобрели порядка 10 тысяч "Москвичей". / Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Уже два лета подряд открытые бассейны появляются у москвичей прямо под окнами домов. Москва становится буквально курортным городом. / РИА Новости
С 2011 года в столице за счет средств городского бюджета возвели и реконструировали 12 спортивных комплексов, в составе которых есть ледовые поля. Получила свой Центр фигурного катания в Ясенево и Этери Тутберидзе - раньше они вынуждены были арендовать катки в разных районах города. / Сергей Михеев/ РГ


Регионы Москва Мэр Москвы