В сельском хозяйстве, как говорят крестьяне, две беды - урожай и неурожай. В этом году урожай богатый: в Зауралье планируют получить не менее 2,3 миллиона тонн зерна и маслосемян, урожайность зерновых и масличных выше прошлогодней и составляет 23,7 и 14,4 центнера с гектара соответственно. Что особенно радует, подчеркивает врио директора департамента АПК Курганской области Андрей Лушников, повысилось качество зерна, хотя в начале уборки с этим были проблемы. Продовольственной пшеницы в общем объеме 79 процентов. Вот только она, увы, нерентабельна. За зерно третьего класса предлагают 10 290 рублей за тонну (без НДС), четвертого - 8200, а пятый класс стоит и того меньше - 7730 рублей. Это цены прошлого года и фактически они равны себестоимости производства продукции. Получается, земледельцы только сведут концы с концами. Ненамного лучше ситуация и с другими культурами: стоимость некоторых тоже не изменилась, отдельных - повысилась, но несущественно. Сбыта нет. Склады и элеваторы заполнены. Аграрии переживают: если емкости не высвободятся, им негде будет хранить зерно нового урожая, которое не успеют продать сразу.
Хранилища Курганской области позволяют единовременно разместить 2,8 миллиона тонн. Но многие загружены зерном инвентаризационного фонда, поэтому беспокойство производителей понятно. Между тем некоторые сельхозпроизводители нуждаются не в хранении, а только в отгрузке своей продукции. Однако, как рассказал на заседании комитета по аграрной политике и природным ресурсам Курганской областной Думы руководитель группы компаний Вячеслав Немиров, элеваторы заниматься этим не хотят.
- У нас была возможность продать высококачественную пшеницу на экспорт, партнеры готовы платить за килограмм на рубль дороже - это 10 процентов цены. В принципе, уже рентабельно. Но не смогли договориться с элеватором, - пояснил Немиров "РГ". - Элеваторы частные, им никто не указ. То у них нет железнодорожных весов, то еще чего-то. Я считаю, это отговорки. Просто отгрузка для них - большая морока. Нужно приобрести и содержать в порядке оборудование, заказывать вагоны, набрать специальный персонал, платить ему зарплату. А когда есть госрезерв или инвентаризационный фонд, можно обойтись минимумом сотрудников, получать деньги и не заморачиваться. По большому счету, в регионе нет ни одного пункта отгрузки. Многие закупают зерно в Курганской области, увозят его в Тюмень, там грузят в вагоны и отправляют. Получается даже выгоднее: в соседней области отгрузка в два раза дешевле, чем у нас.
По словам исполнительного директора Половинского элеватора Виктора Кропанина, специально никто отгрузку не тормозит. Во-первых, покупателю нужен большой объем. Во-вторых, он всегда делает запрос по качеству зерна и его соответствию ГОСТу. В одиночку фермеру эти требования не выполнить.
Что касается объемов, то мощности элеватора рассчитаны на 66 тысяч тонн. Плюс капитально отремонтировали, точнее практически заново отстроили 11 напольных складов, что позволило увеличить объемы хранения еще почти на 30 тысяч тонн. Солидную площадь занимает зерно инвентаризационного фонда - 77 тысяч тонн. Его везли со всей области, даже за 300 километров, и несколько удивляет, что вклад самого Половинского округа - всего 135 тонн.
Емкости свободные есть, заверил директор, но зерно пока не везут на хранение. Возможно, конечно, все дело в высоких расценках на услуги. Он просит их тоже понять: газа в округе нет, солярку, дизтопливо берут на рынке, электроэнергия стоит больше 10 рублей за киловатт. Может, не торопятся, пока тепло и сухо.
- Многие ждут, когда установят льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге и дадут компенсацию, тогда сразу выстроится очередь, - рассуждает Кропанин. - В прошлом году как только выделили квоту и выставили цену, мы сразу приняли и отгрузили 10 тысяч тонн. В декабре заключили первые два контракта на поставку в Москву и Санкт-Петербург.
Тем временем
По словам аграриев, в южных регионах России в этом году случился неурожай из-за засухи и аномальной жары, поэтому там готовы покупать зерно в Зауралье, в том числе фуражное. Но все упирается в старые проблемы - логистику, сложности с возвратом вагонов. Эти вопросы возникают каждый раз, когда в регионе большой урожай, однако системного решения проблемы так и нет.