Песен у Высоцкого немало - почему именно "На Большом Каретном"?
Леонид Агутин: Я очень люблю Высоцкого - его стихи, песни, манеру исполнения. Думаю, нет среди моего поколения тех, кто относились бы к Владимиру Семеновичу иначе. Но я никогда даже не пытался спеть его песни. Исполнять в том же стиле невозможно - бессмысленно даже пытаться. Так что, когда ко мне обратились с предложением принять участие в проекте "Высоцкий. Высота", я сразу отказался. Понял, что просто не смогу исполнить его песни на том же уровне, не смогу своим исполнением в полной мере выразить свое уважение к его творчеству.
Но близкие и любимые мной люди попросили - и я согласился. Выбрал песню "На Большом Каретном" - поняв, что так смогу участвовать в проекте, не навредив и привнеся свою краску, свежую ноту. В этой песне мне не надо пытаться дойти до того уровня драматического нерва, с которым пел, играл в театре и кино Высоцкий. Она исполняется в довольно легком ключе и позволяет не пытаться соответствовать самобытной мощи Владимира Семеновича.
Вас не смущает смесь традиционного и цифрового искусства на этом шоу-концерте?
Леонид Агутин: Это неизбежность, обусловленная современными реалиями. Время летит вперед. Не захочешь двигаться с ним вместе, оно все равно проследует дальше, но без тебя.
Как вам свой новенький цифровой аватар - нашли с ним общий язык?
Леонид Агутин: Я надевал специальный костюм с датчиками и шлем, провел довольно много времени в студии для создания аватаров. Всего год назад такое казалось невообразимым. Ощущение, будто ты внутри фантастического фильма, ставшего реальностью.
Мне сложно понять сам механизм создания цифровых аватаров, как это происходит и каким образом из этого получусь я. Думаю, зрителей должен приводить в восторг сам факт, что такое вообще возможно. Если добавить к этому осознание того, что это не кто-нибудь, а именно я, - то больше всего восторга должно быть у меня самого.
Как вы вообще относитесь к искусственному интеллекту - он ведь, говорят, может быть опасен, многие побаиваются?
Леонид Агутин: Я как раз из тех, кто боится ИИ. Но не того, что ИИ захватит нас и поработит, - боюсь более тонкого его воздействия на людей. У меня такая теория: 70 процентов людей на Земле равнодушны к музыке, им все равно, какая музыка звучит, у них нет внятных предпочтений. Оставшиеся 30 процентов могут отличить действительно хорошую музыку от посредственной.
И вот я слушаю песни, сделанные с помощью ИИ, и понимаю: их сложно отличить от "человеческих". Вот что меня пугает!
Например, на мои стихи сделали несколько ИИ-песен, с использованием лучших голосов. Местами здорово звучит, но все равно - большая разница между идеей человека и этим музыкальным "лоскутным одеялом".
Распознать музыку, сделанную ИИ, можно - только если ты относишься к этому очень лично. Большая зависимость культуры от коммерческого успеха и массовости привела к тому, что мы все хуже отличаем хорошее от плохого. А с помощью ИИ мы и вовсе разучимся это делать. И те самые 30 процентов окажутся бессильны.
И я не просто боюсь, что это произойдет, - почти уверен, что все точно так и случится, увы.
Кстати, с помощью ИИ сейчас мошенники очень ловко подделывают голоса. Ваш голос очень узнаваем, этим тоже могут воспользоваться - не было с вашими близкими такого?
Леонид Агутин: Бывало, к сожалению. Обманывали родителей, близких. Технологии ведь души не имеют. Они служат любому, вне зависимости от цели и человеческих качеств.
Чем все-таки, по-вашему, шоу "Высоцкий. Высота" может быть интересно зрителям?
Леонид Агутин: Замечательно, когда зрители испытывают восторг от чего-то - и это "что-то" не пошло, не бездарно и не бессмысленно. Конечно, мне самому интересно увидеть на этом шоу реакцию зрителя. Кто-то придет из любопытства, кто-то еще раз вспомнит знакомые песни, кто-то еще раз заплачет или засмеется - и это будет означать, что проект создавали не зря.
Технологии надо осваивать, надо открывать все, что еще год назад технически было невозможно. Если процесс неизбежен - лучше не прятаться, а возглавить, сделать это лучше всех в мире и привнести что-то свое, по-настоящему важное.
Тогда вопрос: чему по-настоящему важному вы научились у Высоцкого - поэта и музыканта?
Леонид Агутин: Когда Высоцкий умер в 1980 году, мне было 12 лет. Мы с родителями были в Одессе у наших друзей. Как и очень многие, в ту ночь они ловили на радиоприемнике частоту, на которой до утра крутили песни Высоцкого и поминали гения. А я тогда рисовал углем этюды на темы песен - в том числе "На Большом Каретном" - и чувствовал себя частью чего-то большого и важного.
Это чувство сохранилось на всю жизнь: Владимир Высоцкий - неотъемлемая часть нашего культурного кода. Неповторимый и способный научить каждого из нас быть искренним и в жизни, и в творчестве.