Как все это было в конце 70-х? Работу свою Высоцкий и Гаранян тогда не афишировали, подробностей не рассказывали - оставался риск, что их могут выгнать из студии в любой момент. Владимира Семеновича наверху тогда не жаловали, концерты под гитару проходили нелегально. И чудо, что у них все удалось... А теперь на дворе 2025-й. И опять чудеса - уже другие: благодаря продюсерам, друзьям, инженерам, программистам и сыну Никите Владимировичу, первый из них - Владимир Высоцкий - "готовится" вернуться к нам уже в формате поющего и думающего, отвечающего на вопросы Аватара. А дело второго - Георгия Гараняна - захотел продолжить созданный им еще в 1973-м ансамбль-легенда "Мелодия", уже с новыми музыкантами и технологическими возможностями в духе 2020-х годов...
И теперь, на московской "Live Арене", вмещающей более 11 тысяч зрителей, уже все готово к премьере-возвращению - "Высоцкий. Высота", назначенной на 24 октября. Размещены огромные экраны, закулисье напичкано компьютерами и новыми, невероятными технологиями. Ведь в формате действа будут петь, двигаться, говорить, удивлять нас чудесами не только аватар Владимира Высоцкого, но и аватары современных артистов: Леонида Агутина, Полины Гагариной, Сергея Шнурова из "Ленинграда" и других... Но когда все-таки было больше неожиданностей и чудес: в 70-е или теперь, в 2025-м?
Об этом "РГ" расспросила Нелли Закирову-Гаранян, вдову руководителя "Мелодии" Георгия Гараняна. И конечно, ей - хранительнице личного архива своего знаменитого мужа-композитора, создательнице фестивалей "Царь-джаз", "Крошка джаз" и "Играем джаз с Георгием Гараняном" - было о чем рассказать...
Нелли, расскажите подробнее о взаимоотношениях Высоцкого и Гараняна. Верно ли, что ваш муж дружил с Высоцким и именно это повлияло на решение Владимира Семеновича записываться с оркестром Георгия Арамовича?
Нелли Закирова-Гаранян: Дружба здесь совершенно ни при чем. Георгий и Владимир не были друзьями, хотя у Георгия в домашней студии висел портрет Высоцкого - фотография, где девушка вручает ему цветы. Более нигде этот снимок я, кстати, не видела. Как они познакомились?! Встречались в коридорах "Мосфильма" и других киностудий. Высоцкий ведь очень много песен писал для кино. А когда у него возникло желание записать пластинку и были решены все организационные вопросы, Владимир Семенович пришел к Гараняну и сказал, что "пишем две пластинки".
Георгий очень удивился, потому что Высоцкий был лицом вне рамок советской эстрадной системы и имел популярность в кругах, далеких от официоза. А тут вдруг государственная фирма грамзаписи "Мелодия" будет записывать его пластинки?! Но Высоцкий убедил Гараняна, что все вопросы решены на самом высоком уровне, поэтому пластинку записывать можно. Так это и случилось.
Хотя пришлось и поволноваться: уже после завершения записи пластинка несколько месяцев не печаталась. Но примечательно, что еще до выхода альбома режиссеры расхватали записанные песни, и они попали в известные кинофильмы. Например, "Утренняя гимнастика" с этого альбома уже вскоре зазвучала у Михаила Козакова в его фильме "Если верить Лопотухину".
Как же все-таки официальному ансамблю "Мелодия" позволили записывать песни Высоцкого, не признаваемого на высоком уровне за певца и музыканта?
Нелли Закирова-Гаранян: Ансамбль "Мелодия" был "черным оркестром". Что это значило на лексиконе музыкантов? То, что такой коллектив может играть любую музыку. "Мелодия" при жизни моментально стала легендой. Уже самая первая запись ансамбля была продана тиражом четыре миллиона экземпляров (она называлась "Ваши любимые песни играет ансамбль "Мелодия". - Прим. ред.).
Я думаю, что Высоцкий из-за большой популярности "Мелодии" и пришел именно к Гараняну. Это был взаимный пиетет. Ведь Гаранян, не боясь никого, утверждал, что Владимир Семенович, безусловно, композитор, что бы там про него ни говорили. И он музыкант, а не просто бард.
Вашего мужа с благодарностью и сегодня вспоминают многие музыканты. А сам Георгий Арамович что-то рассказывал о Высоцком?
Нелли Закирова-Гаранян: Высоцкий буквально жил на студии, как рассказывал Георгий. Запись была тяжелой, шла трудно. Так всегда было в те времена - как только звучала какая-то ошибка, то приходилось все заново записывать. Оркестр был довольно большим для этого жанра: ансамбль "Мелодия" и струнная группа, в которую вошли отборные скрипачи Большого театра и других коллективов.
Высоцкий все это слушал, иногда высказывал какие-то замечания, скорее даже - просто пожелания и собственное мнение. Как вспоминал Георгий, все это было по делу, никакого самодурства, которым грешат некоторые артисты. Высоцкий очень четко ощущал свой жанр, чувствовал, как должны прозвучать его песни в этом формате. Поэтому делал очень-очень корректные замечания и всегда был доброжелателен.
Что вам кажется самым интересным в шоу "Высоцкий. Высота"?
Нелли Закирова-Гаранян: Абсолютное впечатление, что перед тобой Высоцкий, что это он сам снова на сцене! И, конечно, встреча с "живым" Высоцким - это самое захватывающее. Ведь каждый миллиметр его лица, тела и его рук - все это движется, и все это живое... Георгий Гаранян считал, что Высоцкий был высококлассным композитором, а я думаю, что он был и большим поэтом, писавшим очень проникновенные стихи. Да, возможно, найдутся и те, кто станет ворчать, сомневаясь в необходимости этого шоу через 45 лет после смерти Высоцкого. Но я верю, что большая часть людей оценит эту необыкновенную возможность прикоснуться к великому артисту.