Она также назвала такие признаки, как жалобы на какие-то боли, нежелание ходить в школу, плохое настроение и очень большие сложности, которые испытывает взрослый, попытавшийся вывести ребенка на открытый диалог.
В Госдуме активно обсуждаются способы борьбы с буллингом в школах. Предлагают даже такие радикальные, как уголовная ответственность и изоляция агрессоров в спецучреждениях. Но специалисты убеждены, что ключевую роль в предотвращении травли играют учителя и родители.
"Определить критерии буллинга несложно, более того, их видят учителя. Дети более категоричны, более агрессивны, более эмоционально заряжены, поэтому они начинают с простого троллинга, высмеивания, подколов и шуточек", - добавила Куликова-Цай.
По мнению члена Совета межрегионального профсоюза работников образования "Учитель", преподавателя истории и ОБЖ Дмитрия Казакова, чтобы решить проблему, нужно увеличить количество социальных педагогов и психологов, а также наладить работу конфликтных комиссий и служб медиации. А вот спецшколы не помогут перевоспитать детей-агрессоров.
Правозащитник в сфере образования Амет Володарский считает, что необходимо определить само понятие буллинга, которое отсутствует в законодательстве. "У нас само понятие буллинга не определено в законодательстве. Есть несколько статей, связанных с психологическим и физическим насилием, но юридического определения нет. Эту тему очень важно поднимать, она многогранна. Я бы ее разделил на юридический, или правоприменительный, культурологический и поведенческий аспекты, но это вопрос больше к психологам. Если мы решим все эти три вопроса, мы сумеем победить буллинг", - заявил Володарский.
Ранее детский психолог Ирина Таранова заявила, что малочисленным на сегодняшний момент школьным психологам не по плечу справиться со стоящими перед ними задачами, в том числе и по выявлению буллинга. Причина в огромном количестве детей и невозможности провести полноценную диагностику, а также в отсутствии конфиденциальности.