23.10.2025 10:49
Технологии

Эксперт: Интерес к биотехнологиям нужно прививать со школьной скамьи

Текст:  Людмила Текутьева (директор Передовой инженерной школы ДВФУ)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №241 (9780)
Биотехнологии в России развиваются несколько десятилетий, большей частью в сфере медицины, фармацевтики и сельского хозяйства. Но как показывает практика, это направление в условиях жесткого санкционного прессинга со стороны многих бывших партнеров оказалось не готовым для самостоятельного развития.
Читать на сайте RG.RU

Правительство РФ поддерживает сектор стимулирующими мерами, разрабатывает целевые программы для ускоренного импортозамещения. В частности, готовится нацпроект "Технологическое обеспечение биоэкономики".

Достижения отрасли применяют в самых разных направлениях, их спектр широк, для упрощения основным решили присвоить цветовые коды. Так, красный - биотехнологии в области медицины и фармацевтики, желтый - продовольствие, зеленый - сельское хозяйство, золотой - нанотехнологии и информатика.

При поддержке программы "Приоритет-2030", субсидий Минобрнауки и Минпромторга РФ ПИШ "Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем" ДВФУ разрабатывает новые технологии и готовит высококвалифицированные кадры по 28 программам высшего и более десятка программ дополнительного образования по профессиональной переподготовке кадров биотехнологических специальностей. Cоздан современный научно-исследовательский центр в сфере биотехнологий, СО2-экстракции и генетики, привлекающий индустриальных партнеров.

Биотехнологов крайне мало, дети не знают о таких специальностях, а ведь для их освоения еще в школе надо углубленно изучать биологию, химию, информатику и многое другое. Поэтому команда нашей школы при поддержке минобрнауки и в рамках Десятилетия науки и технологий взяла на себя ответственность по популяризации этого направления.

На ВЭФ отметили смену парадигмы фарминдустрии

Какие новые триггеры необходимо закладывать в систему школьного образования для привлечения внимания подрастающего поколения к биоэкономике?

Надо совместно с партнерами в бизнесе и науке заниматься профориентацией и популяризацией биотехнологий. Сейчас на базе ПИШ проходит фестиваль биотехнологических профессий "Наука рядом с тобой". Мы организовали музей биотехнологий, где проводим экскурсии, мастер-классы, биологические и химические квесты, конкурсы и проекты на площадках компаний-партнеров. Создана платформа Biotechforum.ru с видеофильмами, биотехуроками и даже онлайн-музеем.

Кого больше не хватает - управленцев, инженеров или рабочих? Кто из них будет являться ядром перехода? Вопрос каверзный. Его можно задать по любой отрасли. Давайте разберемся: может инженер быть управленцем? Должен ли инженер понимать производственные процессы и быть наставником для рабочих? Ответ очевиден. Так появился термин - передовой инженер, некий универсальный солдат, который может найти себе применение в различных аспектах. Перед страной стоят масштабные задачи по развитию биотехнологий. Необходимо достичь биоэкономической модели полного цикла, для этого требуются инженеры новой парадигмы, способные разрабатывать востребованные технологии и создавать системы разделения труда.

Государство и отрасль подтверждают заказ на подготовку таких кадров, поэтому в ДВФУ создается новая система и методология практико-ориентированного высшего образования, внедрение системы наставничества и проектного обучения. Этот опыт можно будет тиражировать в любую отрасль.

ДФО Технологии Образование