Правительство РФ поддерживает сектор стимулирующими мерами, разрабатывает целевые программы для ускоренного импортозамещения. В частности, готовится нацпроект "Технологическое обеспечение биоэкономики".
Достижения отрасли применяют в самых разных направлениях, их спектр широк, для упрощения основным решили присвоить цветовые коды. Так, красный - биотехнологии в области медицины и фармацевтики, желтый - продовольствие, зеленый - сельское хозяйство, золотой - нанотехнологии и информатика.
При поддержке программы "Приоритет-2030", субсидий Минобрнауки и Минпромторга РФ ПИШ "Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем" ДВФУ разрабатывает новые технологии и готовит высококвалифицированные кадры по 28 программам высшего и более десятка программ дополнительного образования по профессиональной переподготовке кадров биотехнологических специальностей. Cоздан современный научно-исследовательский центр в сфере биотехнологий, СО2-экстракции и генетики, привлекающий индустриальных партнеров.
Биотехнологов крайне мало, дети не знают о таких специальностях, а ведь для их освоения еще в школе надо углубленно изучать биологию, химию, информатику и многое другое. Поэтому команда нашей школы при поддержке минобрнауки и в рамках Десятилетия науки и технологий взяла на себя ответственность по популяризации этого направления.
Какие новые триггеры необходимо закладывать в систему школьного образования для привлечения внимания подрастающего поколения к биоэкономике?
Надо совместно с партнерами в бизнесе и науке заниматься профориентацией и популяризацией биотехнологий. Сейчас на базе ПИШ проходит фестиваль биотехнологических профессий "Наука рядом с тобой". Мы организовали музей биотехнологий, где проводим экскурсии, мастер-классы, биологические и химические квесты, конкурсы и проекты на площадках компаний-партнеров. Создана платформа Biotechforum.ru с видеофильмами, биотехуроками и даже онлайн-музеем.
Кого больше не хватает - управленцев, инженеров или рабочих? Кто из них будет являться ядром перехода? Вопрос каверзный. Его можно задать по любой отрасли. Давайте разберемся: может инженер быть управленцем? Должен ли инженер понимать производственные процессы и быть наставником для рабочих? Ответ очевиден. Так появился термин - передовой инженер, некий универсальный солдат, который может найти себе применение в различных аспектах. Перед страной стоят масштабные задачи по развитию биотехнологий. Необходимо достичь биоэкономической модели полного цикла, для этого требуются инженеры новой парадигмы, способные разрабатывать востребованные технологии и создавать системы разделения труда.
Государство и отрасль подтверждают заказ на подготовку таких кадров, поэтому в ДВФУ создается новая система и методология практико-ориентированного высшего образования, внедрение системы наставничества и проектного обучения. Этот опыт можно будет тиражировать в любую отрасль.