Опубликованное 22 октября исключение стало развитием и конкретизацией майских разрешений. Документ прямо запрещает действия, которые могут навредить работе казахстанских нефтяных проектов. Это решение фактически формирует защищенный коридор для поставок углеводородов, имеющих ключевое значение для мировой экономики и бюджета Казахстана, пишет ТАСС.
Эксперты интерпретируют этот шаг как признание очевидного обстоятельства: полная изоляция КТК, через который транспортируется порядка 80% казахстанской нефти на экспорт, нанесла бы серьезный ущерб интересам западных инвесторов (таких как Chevron и ExxonMobil, выступающих главными акционерами "Тенгизшевройла") и дестабилизировала бы мировые энергетические рынки.
Позиция Вашингтона акцентирует, что Каспийский трубопровод, несмотря на его расположение в России, рассматривается США как стратегический актив в первую очередь Казахстана и международных партнеров. Санкционное давление точечно нацелено на российское государство, но не затрагивает экспортные потоки казахстанской нефти, приносящие прибыль американским корпорациям.