В УБК отметили, что мошенники используют приемы социальной инженерии - давление срочностью и авторитетом, изоляцию, страх, стыд. В результате у жертвы развивается тревога, снижается способность мыслить критически, возникает "синдром вербовки", когда человек начинает оправдывать преступника.
В первую очередь нужно вывести человека из измененного состояния сознания и вернуть контроль над эмоциями, заявили в полиции.
Не стоит обвинять человека в том, что он стал жертвой мошенников, это только укрепит сопротивление. Нужно говорить тихо и уверенно, предложить вместе проверить все факты. Это поможет вернуть чувство безопасности.
В МВД рекомендуют быть для таких людей помощником, а не судьей. Например, можно предложить подумать, как защитить деньги и документы. Не надо сразу заставлять человека признавать ошибку. Можно сказать так: "Давай вместе позвоним в банк по номеру с его официального сайта и все уточним".
Также следует использовать неоспоримые доказательства - выписку со счета, скриншоты операций, данные от оператора, то есть то, что нельзя просто опровергнуть словами.
Нужно создавать "маленькие победы" - отменить одну операцию, заблокировать карту, сменить пароль. Это вернет человеку ощущение контроля.
При общении с жертвами мошенников нужно привлекать авторитетных лиц (например, сотрудников банка и полиции) и сохранять все цифровые "следы" (переписки, номера, голосовые сообщения).
В том случае, если человек угрожает себе или другим (например, собирается поджечь что-нибудь), нужно немедленно вызвать экстренные службы.