"На данный момент понятие "травля" (агрессивное преследование, систематические издевательства, унижения, запугивания, психологическое давление, психологическое и физическое насилие) не имеет четкого определения в законодательстве, - отмечается в документе. - Вместе с тем действующие нормы закрепляют права и ответственность участников образовательных отношений, являются основой для организации деятельности по профилактике и преодолению травли детей в образовательных организациях. Педагогические работники обязаны следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся, что предусмотрено ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ".
Однако зачастую проблемы разрешаются только после вмешательства детских омбудсменов. Федеральному детскому уполномоченному поступила жалоба родителя. На его дочь, ученицу седьмого класса, оказывал психологическое давление один из учителей путем неэтичного и публичного обсуждения личности школьницы во время проведения урока. Детский правозащитник направила запрос в адрес Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. В ведомстве ответили, что проведена служебная проверка по изложенным доводам, педагог привлечен к дисциплинарной ответственности и извинился перед ребенком в присутствии класса.
В отчетном документе отмечается, что риск асоциальных проявлений среди несовершеннолетних сегодня остается высоким и требует поиска эффективных медиативных способов решения задач в работе с детьми. "Функционирование служб примирения позволяет снижать количество конфликтных ситуаций с участием школьников и уровень их напряжения, совершенствовать профилактическую и коррекционную работу с учащимися, сокращать число правонарушений, повысить квалификацию педагогов, а также вовлечь семьи в помощь детям, - говорится в докладе. - Однако в определенных случаях взаимодействие участников образовательных правоотношений по урегулированию конфликтных ситуаций не приводит к должным результатам. Тогда в ситуацию могут вступить правоохранительные органы".
Так, детский правозащитник инициировал прокурорскую проверку по обращению матери об ограничении прав ее сына-инвалида педагогами специальной школы-интерната в Ростовской области, которые нарушали нравственные и этические нормы, оскорбляли и унижали честь и достоинство несовершеннолетнего, игнорировали особенности его психофизического развития и состояние здоровья, что было подтверждено в том числе аудиозаписью, приложенной в качестве вещественного доказательства. По итогам прокурорской проверки директору образовательного учреждения, начальнику территориального отдела МВД России и председателю городской КДН и ЗП внесены представления.
Если ребенка травят в школе, родителям следует обратиться:
- к директору,
- в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (при наличии в школе),
- в местные органы образования и прокуратуры,
- в аппарат детского уполномоченного.