Илья Прялин - активный блогер. По мнению других родителей, он ведет неоправданную информационную атаку на школу. Сам Илья считает, что защищает интересы дочери. Все началось с первого класса, когда девочка упала на перемене, считает мама одной из учениц Анна Овчинникова. "Сразу все учителя стали виноваты, - говорит она. - Его публикации в Telegram направлены на то, чтобы очернить школу. Это затрагивает интересы других детей. Учительница вынуждена была из-за травли отказаться от их класса. Пострадала моя дочь, лишившись хорошего преподавателя. Потом еще несколько педагогов написали заявления".
Что не нравится Прялину? Многое. Например, его принципиальная позиция - с пап и мам не должны брать деньги. Тем более родительский комитет не отчитывается, на что идут траты. Другие родители утверждают, что о поборах нет и речи, все добровольно. Недоволен Илья и тем, что об учебной тревоге оповещают только школьников, а родителей - нет. "В век цифровых технологий родителей все чаще устраняют от принятия решений в воспитании детей", - пишет беспокойный папа.
Он вел репортажи с пришкольной территории, демонстрируя отогнутые прутья в ограде, ворота без замка. В некоторых роликах можно увидеть несовершеннолетних - их лица автор не закрыл. Хотя в беседе с дочерью позаботился скрыть ее черты за пикселями. Тут родители возмущаются правильно. А вот отношение к охране школы удивляет. "Если он переживает о безопасности детей, то зачем показывает дыры в заборе, подсказывая потенциальному террористу путь?" - возмущается Анна Овчинникова. Негативная реакция на видео - эмоции, которые уводят от решения реальной проблемы безопасности всех детей. По идее, надо было бы разобраться. Дыры-то в заборе реальные.
"Я освещаю наболевшие проблемы, которые у нас не решаются, пишу обращения в полицию, другие ведомства, - рассказал Прялин. - Обращался к директору школы. Хочу, чтобы не кошмарили ни меня, ни моего ребенка, не нарушали закон".
Директор гимназии Николай Цыбанев подтвердил "РГ", что им не удается погасить конфликт и во всем виноват Прялин. "Претензии к учителям тянутся шестой год, - сказал Цыбанев. - Сейчас он недоволен пропускным режимом, утверждает, что родители должны иметь возможность в любое время навестить ребенка, следить за тепловым режимом и питанием. Мы шли навстречу, пускали его. Но его активность перешла разумные пределы. И учительница русского языка и литературы действительно попросила заменить ее. Были постоянные придирки к ней. То слишком много задает, то оценку не такую поставила".
Лучше всего, конечно, было бы сесть за стол переговоров и постараться услышать друг друга. Разобраться, где папа-блогер перегибает палку, а где - прав. Но стороны закусили удила: подали друг на друга заявления в прокуратуру. А школьный забор так и не поправили.
Ирина Еловских, семейный психолог:
- Аргументы, которые приводят обе стороны, не являются истинной причиной конфликта. Она глубже и лежит в личных интересах. А их каждый понимает по-своему.
Спорящие поочередно объявляют себя жертвой, а оппонента - агрессором. Но так напряженную ситуацию не разрешить. Чтобы уладить спор, нужен третий нейтральный участник - конфликтолог. Либо самим перейти на взрослую позицию: оставить эмоции и попытаться четко сформулировать задачу, которую надо решить.
Анна Пономарева, школьный учитель:
- Мы жалуемся, что отцы не участвуют в воспитании детей. Равнодушные папы - наша беда. И вот появляется активный, юридически подкованный родитель. Сразу возник конфликт.
А ведь если отношения учителей с такими отцами складываются удачно, то это первые помощники педагогов во всем. Необходимо было приложить все усилия, чтобы уладить ссору, как только она вспыхнула. Я тоже считаю, что нужен независимый посредник - медиатор, раз уж не удается договориться.
Михаил Авдеенко, заместитель сопредседателя Совета по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников:
- Говоря о конфликтной ситуации в школе, важно вначале понять, был ли конфликт с активным папой-блогером предметом рассмотрения на комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такой институт прописан в законе об образовании, и его решения носят обязательный характер.
Если этого не было сделано, то надо инициировать рассмотрение конфликта на уровне такой комиссии. Это может либо руководство школы, либо родительский комитет. Если же решение не будет достигнуто на уровне этой комиссии, то стоит обратиться в региональную комиссию по защите профессиональной чести и достоинства учителей.
Если договориться сторонам не удастся, то, конечно же, Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов может сделать предметом рассмотрения на своем заседании эту конфликтную ситуацию. Но еще раз повторю, вначале нужно использовать механизмы, которые существуют в законе об образовании.
Подготовили Мария Агранович, Марина Бровкина